5 августа исполняет 175 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Его творчество явилось вершиной в развитии русской реалистической живописи и находило широкий общественный отклик. И.Е. Репин работал над сложными современными и историческими темами, портретами, жанровыми сценами, иллюстрациями. Множество рисунков и живописных этюдов говорят о постоянном пытливом изучении натуры.
Родился будущий художник в городе Чугуеве Харьковской губернии. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учебу в школу топографов — эта специальность, связанная со съемочными и чертежными работами, считалась в Чугуеве престижной. Однако через два года учебное заведение было упразднено, и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику Т.М. Бунакову.
В 1863 г. И.Е. Репин поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, а в 1864-1871 годах обучался в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Илья Ефимович упорно занимался в рисовальном классе, лепил, посещал публичные лекции по истории искусства, занимался анатомией, перспективой. Он прекрасно овладел рисунком, светотенью, составлял многофигурные композиции. В 1865 году И.Е. Репин получил серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян», в 1869 году - малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» и позднее, в 1871, большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира».
«Воскрешение дочери Иаира» 1871, Русский музей
На 1870-1880-е годы пришелся период расцвета искусства художников круга Товарищества художественных передвижных выставок. В это время на передвижных выставках представлял свои работы и И.Е. Репин, получивший вскоре в художественной среде имя «богатыря русской живописи».
Одной из первых работ Ильи Ефимовича, получивших широкую известность, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873). Она была написана по воспоминаниям от поездки на Волгу на этюды вместе с художником Константином Савицким. Вид бурлаков, тянущих на лямке баржу, произвел на Репина неизгладимое впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом отдыхающих, живописной природой. На Волге И.Е. Репин мог наблюдать жизнь бурлаков, познакомиться с их бытом. С «Бурлаков» началась слава Репина. Широко известны работы «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891), остро-социальная работа «Арест пропагандиста» (1880), овеянная духом революционных идей.
«Бурлаки на Волге» (1870-1873), Русский музей
Тематика творчества И.Е. Репина многообразна, он обращается к жанровым работам, историческим сюжетам, характерным портретам. По живописным произведениям И.Е. Репина можно воссоздать отечественную «историю в лицах»: он пишет известного хирурга Н.И. Пирогова, композитора М.П. Мусоргского, писателя Л.Н. Толстого, химика Д.И. Менделеева, поэта В. Маяковского, ученого-биолога И.П. Павлова, актрису П.А. Стрепетову…
В постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея представлено несколько полотен художника: «Портрет крестьянина» (1889), «Этюд академической натурщицы» (1890-е ?), «Солоха и дьяк» (1926). В графической коллекции хранится карандашный портрет М.К. Тенишевой.
«Портрет крестьянина» отличается лаконичностью выразительных средств и убедительностью образа. Величественная фигура старика в коричневой сермяге с окладистой черной бородой отмечена внутренним чувством собственного достоинства.
Этюд натурщицы был написан в то время, когда знаменитый художник был профессором в исторической мастерской Академии художеств. Простая учебная штудия перерастает в картинный образ. Свет, пространство, воздух мастерской, знание пластической анатомии и виртуозное исполнение женской фигуры, прекрасно написанные пушистые волосы – все представлено естественно и реалистично.
К позднему периоду творчества И.Е. Репина относится небольшая работа «Солоха и дьяк». Это живописная иллюстрация к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Она была выполнена в 1926 г., когда художнику было 82 года. Он безвыездно жил на своей даче, в Пенатах, и создавать большие, значительные картины уже не мог. Но тем и интересна эта работа - она является свидетельством страстного желания пожилого мастера работать, писать, и он это делал до последних своих дней.
«Наша задача — содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы. краски у нас — орудие, они должны выражать наши мысли, колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».
Илья Репин
Екатерина Старостина,
Александра Кугушева