В годы Великой Отечественной войны А. Кац воевал на Кавказском фронте, был ранен, контужен. После войны продолжил художественное образование, поступив в Ленинградский институт им. Репина. Здесь он учился до 1950 г. в мастерской профессора Р.Р. Френца. Его дипломной работой в институте им. Репина была картина «Ходоки у В.И. Ленина».
После выпуска получил звание художника-живописца и был направлен по распределению в г. Южно-Сахалинск (о. Сахалин), где возглавлял Товарищество художников до 1954 г.
В 1954 г. А. Кац переехал в Симферополь, преподавал в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша. В 1962 году он был принят в Союз художников СССР. Избирался членом областного художественного совета, председателем оргбюро секции живописи, главным художником Крымского художественно-производственного комбината.
А. Кац участвовал в областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1955 г. он написал портрет известного советского и крымского художника М.М. Щеглова, вошедший в коллекцию Симферопольского художественного музея в 1977 г. Портрет демонстрирует блестящее владение живописными приемами и тонкий психологизм модели.
Посетив в 60-е годы строительство Северо-Крымского канала, Адам Захарович был вдохновлен энтузиазмом его строителей. Впоследствии им были созданы работы: «Портрет геодезистки Вали Вовчик», «Групповой портрет бригады коммунистического труда И. Крепака», групповой портрет «Они побеждают засуху» 1963 г. и другие.
В 1963 г. был завершен триптих, посвященный творчеству великого украинского поэта и художника Т.Г. Шевченко, поэзию которого хорошо знал и любил А. Кац. Созданию трехчастной композиции «Кобзарь» предшествовала работа над графическими листами, отражающими различные этапы жизни поэта: «Не каюсь!», «Т.Г. Шевченко в экспедиции», «Т.Г. Шевченко с киргизским мальчиком» и другие.
Триптих экспонировался на выставках, посвященных 150-летию со дня рождения поэта, в Киеве, Москве и других городах, получил широкое признание общественности. В 1964 году А. Кацу за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств УССР».
Большой ценитель классической музыки, Адам Захарович на протяжении 10 лет (1968–1977 годы) осуществлял замысел художественного воплощения образа всемирно известного композитора Людвига ван Бетховена, основной идеи его 9-й симфонии — призыва к борьбе за свободу, к единению человечества («Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!»). В своем триптихе «Раздумье к 9-ой симфонии Бетховена» он показал актуальность произведения великого композитора в наши дни.
Интересно обращение к образу великого музыканта в работе «Натюрморт со скрипкой» 1971 г. (СХМ), где изображен гипсовый слепок с посмертной маски Бетховена.
(слева – «Импровизация», центральная часть триптиха «Раздумья к 9-й симфонии Бетховена»)
А. Кац плодотворно работал и в области портрета. Люди интеллектуального труда, ветераны войны, рабочие, колхозники обретают в его творчестве выразительные портретные характеристики. В портретах художников М.М. Щеглова, Н.С. Барсамова, С.Г. Мамчича, скульптора Л.С. Смерчинского созданы образы людей увлеченных, духовно богатых. Работая над портретом, художник вводит в композицию атрибуты, способствующие более полному раскрытию образа, или изображает человека в процессе труда: за мольбертом, у станка, на винограднике.
Портреты Н.С. Барсамова
В 1969 г. А. Кац работает над портретом художника Г.Г. Нисского (СХМ). Художник изображен, вероятно, в интерьере своей мастерской, на фоне картины «Автострада»; на стенах мастерской размещены любимые произведения мастера, представляющая богатство мировой культуры: гравюра японского художника Утамаро, частичная черно-белая репродукция с бюстом Нефертити; слева помещена русская икона, изображающая Богоматерь с младенцем.
В последние годы А. Кац работал над портретами современников, полотном «В.И. Ленин и Н.К. Крупская у студийцев ВХУТЕМАСа» (1976–1980). Его собрание этюдов и эскизов представляет итог серьезной и плодотворной работы мастера.
Портрет К. Маркса (этюд)