Гвидо Рени (1575-1642). Вторая работа кисти Рени – оригинал, «Мадонна с младенцем». Первая четверть XVII в.
Среди музейных экспонатов, связанных с образами Мадонны и младенца Христа, картина кисти Гвидо Рени стоит обособленно.
Это произведение, вновь представшее перед ценителями искусства в 2009 г. после продолжительной реставрации, радует свежестью красок и барочной прихотливостью линий. Под отмиравшим лаком долгое время скрывались воздушные складки ткани темно-синего плаща – основного цветового пятна холста, подчиненного оливково-коричневому колориту.
В руках Марии медальон с крестиком и изображением царя, восседающего на троне – прообраз крестных страданий Христа. В едва уловимом движении руки, нарочно поднятой так высоко, в раскачивании цепочки медальона на кончиках пальцев чувствуется что-то театральное, столь присущее искусству барокко. Играя с сыном, еще не успев погасить светлую улыбку на лице, юная мать внезапно застывает, пронзенная мыслью о его судьбе, о той жертве, которую ему предстоит принести. Смятение, душевная боль заключены художником во взгляде, опущенном вниз. В барокко, где всякое движение и чувство заострено до предела, образ Мадонны остается внешне достаточно спокойным – в облике нежной матери, отдающей сына миру на поругание, на верную смерть, ничто, кроме глаз, не выдает бурю страстей, которую подразумевает сам сюжет.
Образ младенца Иисуса выдержан в жемчужно-розовых тонах. Его фигура, наиболее заметная в рассеянном освещении холста, выписана свежо и свободно, перекликаясь с естественностью обнаженного тела в картинах Рубенса. Открытая ладонь указывает на медальон, словно притягивает его к себе.
С особой выразительностью и силой передан взгляд младенца Христа. Смирение на его лице, в его жесте подчеркивают контраст между мягким детским обликом и серьезным, вдумчивым выражением глаз. По сути, это глаза взрослого человека, осознающего тяжесть земных страданий, они исполнены боли и влажны от слез – и, в то же время, в них читается суровая непреклонность, решимость, готовность идти на жертву. Это смысловой центр картины.
Картина Рени относится, безусловно, к раннему периоду его творчества, где прослеживается еще влияние Караччи. Сходные образы мы находим в картине Рени «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем», ок. 1606 г. (медь, масло, 25х19 см, Лувр), а также во много более поздней работе «Мадонна с младенцем», ок. 1635 г. (164 x 132 см, Музей истории искусств, Вена).