Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (25)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

Гвидо Рени (1575-1642). Мадонна с младенцем. Первая четверть XVII в. Холст, масло.

Гвидо Рени (1575-1642). Мадонна с младенцем. Первая четверть XVII в. Холст, масло.


Гвидо Рени (1575-1642). Вторая работа кисти Рени – оригинал, «Мадонна с младенцем». Первая четверть XVII в.
Среди музейных экспонатов, связанных с образами Мадонны и младенца Христа, картина кисти Гвидо Рени стоит обособленно.

Гвидо Рени (1575-1642). Мадонна с младенцем. Первая четверть XVII в. Холст, масло.

Гвидо Рени (1575-1642). Мадонна с младенцем. Первая четверть XVII в. Холст, масло.

Это произведение, вновь представшее перед ценителями искусства в 2009 г. после продолжительной реставрации, радует свежестью красок и барочной прихотливостью линий. Под отмиравшим лаком долгое время скрывались воздушные складки ткани темно-синего плаща – основного цветового пятна холста, подчиненного оливково-коричневому колориту.
В руках Марии медальон с крестиком и изображением царя, восседающего на троне – прообраз крестных страданий Христа. В едва уловимом движении руки, нарочно поднятой так высоко, в раскачивании цепочки медальона на кончиках пальцев чувствуется что-то театральное, столь присущее искусству барокко. Играя с сыном, еще не успев погасить светлую улыбку на лице, юная мать внезапно застывает, пронзенная мыслью о его судьбе, о той жертве, которую ему предстоит принести. Смятение, душевная боль заключены художником во взгляде, опущенном вниз. В барокко, где всякое движение и чувство заострено до предела, образ Мадонны остается внешне достаточно спокойным – в облике нежной матери, отдающей сына миру на поругание, на верную смерть, ничто, кроме глаз, не выдает бурю страстей, которую подразумевает сам сюжет.

Образ младенца Иисуса выдержан в жемчужно-розовых тонах. Его фигура, наиболее заметная в рассеянном освещении холста, выписана свежо и свободно, перекликаясь с естественностью обнаженного тела в картинах Рубенса. Открытая ладонь указывает на медальон, словно притягивает его к себе.
С особой выразительностью и силой передан взгляд младенца Христа. Смирение на его лице, в его жесте подчеркивают контраст между мягким детским обликом и серьезным, вдумчивым выражением глаз. По сути, это глаза взрослого человека, осознающего тяжесть земных страданий, они исполнены боли и влажны от слез – и, в то же время, в них читается суровая непреклонность, решимость, готовность идти на жертву. Это смысловой центр картины.

Гвидо Рени (1575-1642). Мадонна с младенцем. Первая четверть XVII в. Холст, масло.Гвидо Рени (1575-1642). Мадонна с младенцем. Первая четверть XVII в. Холст, масло.
Картина Рени относится, безусловно, к раннему периоду его творчества, где прослеживается еще влияние Караччи. Сходные образы мы находим в картине Рени «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем», ок. 1606 г. (медь, масло, 25х19 см, Лувр), а также во много более поздней работе «Мадонна с младенцем», ок. 1635 г. (164 x 132 см, Музей истории искусств, Вена).