Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда СХМ Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Декабрь 2021 (2)
Ноябрь 2021 (24)
Октябрь 2021 (25)
Сентябрь 2021 (20)
Август 2021 (17)
Июль 2021 (22)

Гвидо Рени (1575-1642). Мария Магдалина (частичная копия). 1633 г. Холст, масло.

Гвидо Рени (1575-1642). Мария Магдалина (частичная копия). 1633 г. Холст, масло.


У истоков итальянской живописи XVII столетия стояли два больших направления, во многом предопределившие ее характер и стилистические черты. Одно из них связано с творчеством Караваджо (1573-1610), - центром «караваджизма» традиционно считается Рим. Для этого стиля характерен интерес к натуре, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине («Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн»).
К караваджизму мы еще вернемся - другое направление, формирующееся на рубеже 17 века, возглавили братья Карраччи. Их творческий путь начался в Болонье, где была основана «Академия искусств» (итал. Accademia degli Incamminati), - отсюда возникло название «болонский академизм».
Академисты изучали натуру, но считали ее слишком грубой и несовершенной – в законченное художественное произведение она должна была войти преображенной, облагороженной в соответствии с нормами классического искусства. Это накладывало на образы их печать отвлеченной рассудочности.
Пожалуй, в наибольшей степени приемы, характерные для академистов, ощутимы в алтарных образах, созданных известным живописцем, скульптором и гравером Гвидо Рени (1575-1642).
Этот художник, ставший главой болонской школы после Карраччи, в ранний период своего творчества испытал влияние искусства Караваджо. Оно проявляется в жизненной выразительности образов и резкой контрастности светотени.
Его живопись характеризуется сдержанностью художественного языка, строгостью идеализированных форм, противопоставлением контрастных, но притушенных красок.
В экспозиции представлены копия с его «Марии Магдалины», выполненная одним из учеников Рени, и оригинал - «Мадонна с младенцем».

Гвидо Рени (1575-1642). Мария Магдалина (частичная копия). 1633 г. Холст, масло.

Гвидо Рени (1575-1642). Мария Магдалина (частичная копия). 1633 г. Холст, масло.


Первая работа – частичная копия его «Кающейся Марии Магдалины», 1633 г., (234х151 см., Холст, масло, Национальная галерея старинного искусства, Рим). Здесь кисть Рени входит в полную силу. В оригинале, который мы сейчас видим, образ Магдалины возвышен, торжественен. Невесомы складки светлой одежды, ангелы-путти, парящие под сводами темного грота.
Копия в нашем собрании уступает оригиналу в размере, но не уступает в мастерстве. Фоном служит желтый цвет, близкий темперному фону икон, символизирующему горний мир. Художник передает темные волны волос, чуть тронутые золотыми бликами, слезы, застывшие в устремленных к небу глазах, легкий румянец на мертвенно бледном лице (яркий признак работы Рени).
М.Ю. Лермонтов посвятил одной «Магдалин» Рени стихотворные строки:

«….Но кто не зрел картины
Раскаянья преступной Магдалины?
И кто бы смел изобразить в словах,
Что дышит жизнью в красках Гвидо Рени?
Гляжу на дивный холст: душа в очах,
И мысль одна в душе, — и на колени
Готов упасть, и непонятный страх,
Как струны лютни, потрясает жилы;
И слышишь близость чудной тайной силы,
Которой в мире верует лишь тот,
Кто как в гробу в душе своей живет,
Кто терпит все упреки, все печали,
Чтоб гением глупцы его назвали».

Гвидо Рени (1575-1642). Мария Магдалина (частичная копия). 1633 г. Холст, масло.

Образ кающейся Магдалины не раз привлекал Рени – мы можем сравнить копию из нашего музея с работой «Marie-Madeleine en extase au pied de la croix» (Мария Магдалина у подножия креста»), ок. 1628-1629 гг.