Необычную трактовку образа Марии Магдалины дает неизвестный художник XIX в.. («Кающаяся Магдалина» из фондов музея). Этот холст находится в основном фонде и нуждается в реставрации.
Мария Магдалина показана в левый поворот, почти в профиль. Взгляд опущен на терновый венок, лежащий на коленях – автор отсылает нас к теме положения во гроб, когда с Иисуса был снят один из символов его мученичества:
«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф.27:29) (IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM)
Терновый венец является символом Марии Магдалины наряду с алавастром (флаконом для мира), знаком Марии, омывшей ноги Христаи, и жены-мироносицы.
Лицо, выхваченное из полумрака лучом света, наполнено тихой скорбью. Из опущенных глаз текут слезы – здесь нет того надрыва покаяния, который выкладывали художники в образ пустынницы. Тщательно выписаны руки, едва касающиеся терний. Стоит отметить, что работа в целом близка болонской школе; по всей вероятности, она выполнялась одним из учеников Академии Художеств в первой половине XIXв. (хотя, повторюсь, сюжет «Магдалина с терновым венцом» встречается редко).