Петр Петрович Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в городе Славянск Харьковской области, в семье переводчика и издателя Петра Петровича Кончаловского (1839-1904). Образование в области искусства живописи он начал получать в рисовальной школе в Харькове. Позднее посещал вечерние курсы Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Есть сведения, что он обучался в парижской академии Р. Жюлиана и до 1905 года - в Петербургской Академии художеств.
Расцвет творчества Кончаловского пришелся на начало двадцатого века, время новых художественных направлений. Кончаловский стал одним из основателей общества художников-авангардистов «Бубновый валет».
Огромное влияние на формирование творческой манеры Кончаловского оказал Поль Сезанн, искусство постимпрессионизма. В одном из своих писем из Парижа к Илье Машкову он пишет: «...Сезанн и Ван Гог показали, что самое ценное в искусстве - сохранение ребяческого чувства, не забитого условностями, созданными долгими веками...». Даже на картине Ильи Машкова, представленной в 1910 г. на выставке «Бубновый валет», где он сам и Кончаловский изображены в виде борцов или гиревиков-атлетов, на книжной полке помещен альбом Сезанна.
Многие свои произведения Кончаловский строит по принципу конструктивности цвета Поля Сезанна. Аналитическому взгляду на предмет он остается верен на протяжении всей жизни. Ранние произведения Кончаловского, его натюрморты, выполнены в духе фовизма и кубизма, предметы переданы материально, плотно («Красный поднос» 1913, «Портрет матадора» 1913).
После Октябрьской революции художник обращается к реалистической живописи, сотрудничает с театрами, оформляет оперы, преподает в московских «Свободных художественных мастерских» и ВХУТИНе. Он создает серию портретов, натюрмортов, литературных пейзажей, посвященных творчеству Лермонтова.
В 1930 г., вероятно, в Москве, Кончаловский пишет натюрморт «Мимозы», позднее вошедший в довоенное собрание Симферопольской картинной галереи. В нем угадываются черты русского сезаннизма - плотность живописи, звучность цветового пятна. С натюрмортом родственен пейзаж «Кипарисы. Ялта» 1930 (также из довоенного симферопольского собрания), где натурный план сочетается с жанровой сценой: на фоне стены изображено несколько стаффажных мужских и женских фигур.
Увлечение натюрмортом распространяется и на портреты. Так, широко известен монументальный портрет писателя Алексея Толстого 1941 г., соединенный с натюрмортом — московской снедью. Кончаловский сумел сохранить и в поздних произведениях свой живописный темперамент — примером может служить натюрморт с пионами и дельфиниумами («Натюрморт. Цветы»), написанный в 1953 г. Его яркие краски, наполненность солнечным светом, прозрачность световоздушной среды передают ощущение торжества жизни.