Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля 1889 г. в купеческой семье в Риге. После смерти матери отец перевез девочку в Крым, в Феодосию, чтобы предупредить наследственный туберкулез. В Феодосии Вера Мухина поступила в гимназию. Она рано увлеклась изобразительным искусством, брала домашние уроки у учителя рисования В. Н. Трегубова, в музее И. К. Айвазовского познакомилась с мастерством знаменитого мариниста и по предложению учителя скопировала несколько марин прославленного художника. После смерти отца в 1903 г. опекуны перевезли Веру Игнатьевну в Курск.
Переехав в Москву в 1909 году, Мухина поступила в художественную школу известного русского художника Константина Федоровича Юона. Впоследствии она перешла в мастерскую Ильи Машкова, «желая, – как вспоминала художница, – испробовать в рисунке иные ощущения и иные пути».
В конце 1912 года В. И. Мухина отправилась в Париж и поступила в мастерскую французского скульптора А. Бурделя.
Поворот к скульптуре не был неожиданным. Еще раньше, занимаясь у Юона, Мухина почувствовала влечение к пластике и некоторое время посещала студию Н. Синицыной. Студия была необычной: здесь никто не преподавал и не учил. За небольшую плату здесь получали станок, глину и право лепить модель. Каждый работал по своему разумению. Этого было достаточно, чтобы утвердиться в желании стать скульптором.
В мастерскую Бурделя Мухина попала случайно, но сама случайность оказалась счастливой. Больше других скульпторов, его современников, Бурдель был склонен к героическим образам, к сильным, могучим характерам, к монументальности – ко всему, что впоследствии отличало Мухину. Занятия у Бурделя были по утрам; вечерами Мухина ходила на наброски в академию Коларосси; днем делала портреты своих друзей; остаток времени употребляла на изучение парижских музеев – это тоже стало ценнейшей школой. В ее парижских работах поражает точность, с которой скульптор видит и передает конструкцию человеческого тела.
Весной 1914 года она уехала в Италию. Три месяца осмотра памятников Рима, Генуи, Пизы, Неаполя, Флоренции, Венеции и Падуи расширили её интересы. Мухина возвратилась в Россию, и с началом Первой мировой войны уже не смогла вернуться в Париж.
Наиболее распространенным течением в скульптуре того времени был кубизм. Изображая реальные предметы, кубисты превращали их в сочетания геометрических тел: кубов, призм, пирамид. Мухина использует приемы кубизма, считая, что они помогут ей выразить силу, тяжесть и мощь скульптурной формы. Свидетельством поисков оказалась статуя «Пиета» (1916). Нарочитое геометризирование объемов, стилизация под формы скульптуры Древнего Востока создают глубоко прочувствованный образ.
В годы Революции Мухина взялась за памятник русскому просветителю XVIII в. Н. Новикову. К сожалению, глиняная модель погибла в неотапливаемой мастерской зимой 1919 года.
Интересен проект памятника Я. Свердлову «Пламя Революции» (1922–1923). Мухина отказалась от портретного решения и предпочла динамичное, символическое.
В 1920-е годы Мухина занималась оформлением выставок, журнальной графикой и плакатом. Среди прекрасных работ тех лет примечательна скульптура «Ветер» (1926–1927). Эта небольшая работа всегда оставалась любимым произведением самого скульптора. Тема борьбы сильного человека с наступающей на него стихией передана с необычайной убедительностью.
В 1927 г. Мухина закончила работу «Крестьянка» для выставки «X лет Октября». Скульптор достигает нужного ей впечатления могучей неколебимой силы, прочной устойчивости, простым приемом, наращиванием друг на друга трех крупных объемов: юбки, бюста и головы. Фигура крестьянки прекрасна своей силой, торжеством жизни. Эта скульптура стала широко известна и участвовала в 1934 г. на 19-й Международной выставке искусства в Венеции.
В 1928 г. Мухина вновь посетила Париж и после возвращения на родину исполнила множество портретов. Это главным образом близкие ей люди: родные и знакомые. Таков скульптурный портрет сына, представленный в коллекции СХМ (выполнен в 1934 году; дар Третьяковской галереи).
Летом 1930 г. Мухина исполнила статую В. И. Ленина (не сохранилась); в 1931–1932 гг. участвовала в конкурсе на памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, оформляла интерьеры строящегося в Воронеже Дворца культуры.
В 1933 г. Мухина выполнила одну из интереснейших работ в монументальном жанре – «Фонтан национальностей». Проект не был осуществлен, но сохранился макет с эскизными фигурками, одну из которых скульптор проработала в большом размере – это известная «Узбечка с кувшином».
В 1935 г. Мухина приступила к созданию группы «Рабочий и колхозница». Скульптурная группа должна была венчать павильон Советского Союза на Всемирной выставке в Париже в 1937. В конкурсе на выполнение группы участвовали видные советские мастера – И. Шадр, М. Манизер, В. Андреев и В. Мухина. Мухина вышла победителем, и ее проект был принят.
Статуя была задумана в новом, непривычным материале – нержавеющей хромоникелевой стали, размеры ее были велики – 24,5 метра от основания до верхней точки. Мухина работала по небольшой модели в 163 сантиметров, увеличивая всё в 15 раз. Изготовлялись деревянные шаблоны, в эти шаблоны укладывались листы тонкой стали, которые вколачивались по форме. Затем листы сваривались друг с другом. Так возникали отдельные части фигур. Одновременно рассчитывался и строился каркас, который должен был изнутри держать скульптуру. Один только шарф, летящий за группой, не имел никаких внешних подпорок, а весил он более пяти тонн.
Многое приходилось переделывать на ходу. Головы оказалось невозможным механически увеличить до колоссальных размеров с небольшой модели – Мухина вылепила их тут же, на заводе, в размере будущей статуи.
Статуя имела ошеломительный успех. Писатель Ромен Роллан посветил ей строки: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и поведет к победе».
«Мне хотелось передать в этой группе тот мощный и бодрый порыв, который характеризует нашу страну. Группу хотелось дать легкую, стремительную, полную воли и движения, сметающую все препятствия на своём пути. Она должна была быть радостной и вместе с тем грозной в своем стремительном движении», – вспоминала впоследствии Мухина.
В предвоенные годы Мухина работает над памятником челюскинцам, с центральной фигурой Борея, выполненной из стали и опирающейся на зеленоватую глыбу стекла.
В 1938 г. была создана скульптурная группа «Хлеб», воплощение плодородия родной земли.
Еще одна работа Мухиной тех лет – памятник М. Горькому (1939).
В первые годы войны Мухина создавала исключительно портреты, и лишь позднее, уже после 1943 года, стали формироваться замыслы монументов (портреты командиров Б. Юсупова (1942), И. Хижняка (1942), военного хирурга Н. Бурденко (1942–1943).
В те же годы была создана известная «Партизанка» (1942). Это образ обобщенный, идеальный, сродни «Рабочему и колхознице».
В 1944 г. Мухина выполнила модель памятника защитникам Севастополя (не был построен).
В послевоенные годы Мухина продолжала работу над многими портретами, главным образом над портретами общественных деятелей и деятелей культуры, науки (дирижера Е. Мравинского, кинорежиссеров Ф. Эрмлера и А. Довженко, ученого Н. Качалова и другие). Известен портрет академика А. Крылова (1945), выполненный из колоды твердого дерева (карагача), оставленной в нижней части совсем необработанной.
В течение ряда лет Мухина работает над памятником композитору П. И. Чайковскому (1945–1953). Композитор отсчитывает такт, на обрамляющей решетке размещены ноты (начальные строки из произведений Чайковского) и арфы.
Совместно с З. Ивановой и Н. Зеленским Мухина работает над осуществлением памятника М. Горькому по замыслу И. Шадра; задумывает проект многоцветной скульптуры в памятнике Юрию Долгорукому.
В 1950–1951 гг. Мухина возглавила коллектив, создавший группу «Требуем мира!». Основная идея монумента выражена иллюстративно, плакатно. Самой Мухиной принадлежит фигура кореянки с убитым ребенком (прямой отклик на войну в Корее).
В. И. Мухина скончалась в 1953 году. В последние дни жизни, в больнице она рисовала и лепила Амура на пьедестале, эскиз надгробия: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть...»
«Художник должен творить жизнь в глине и камне, в любом материале, который даёт ему природа. Мертвый камень он согревает теплотой своего чувства и жаром сердца. Его искусство вдохновенно, и только такое искусство велико!» (В. И. Мухина).
Александра Кугушева
Использована литература:
Кузнецов Э. В. И. Мухина. – М.: Художник РСФСР, 1966. – 56 с., ил.
Суздалев П. К. Вера Мухина. – М.: Изобразительное искусство, 1971. – 528 с.
Аболина Р. В. И. Мухина. – М.: Искусство, 1954. – 84 с., илл.