После смерти отца в 1822 году П.К. Клодт возвратился в Петербург и поступил на службу в Петербургское Михайловское Артиллерийское училище. В 1827 году он вышел в отставку и посвятил себя искусству, в частности, мелкой пластике. Одна из его работ – деревянная фигурка всадника – привлекла внимание императора Николая I. Клодт был вызван на аудиенцию и успешно прошел испытание, блестяще копируя немецкие эстампы. С тех пор резная фигурка кавалериста украшала письменный стол императрицы Александры Федоровны.
Уже в 1829 году он был Высочайше рекомендован Академии художеств. С этого времени П.К. Клодт становится вольнослушателем Академии и полностью посвящает себя скульптуре.
Творчество скульптора отличается разнообразием выполненных им работ: монументальные и монументально-декоративные произведения, портреты и кабинетная скульптура. Но, бесспорно, особую славу Клодту принесли созданные им конные группы Аничкова моста, памятник И.А. Крылову и конная статуя императора Николая I.
Памятник И. А. Крылову
Бронза, гранит, 1848-1855
Летний сад, г. Санкт-Петербург
Бронза, гранит, 1848-1855
Летний сад, г. Санкт-Петербург
Шарлемань, Иосиф Иосифович (1824-1870)
Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге
Альбом: Виды Санкт-Петербурга : Альбом / И.И. Шарлемань. - Санкт-Петербург, 1850-е
Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге
Альбом: Виды Санкт-Петербурга : Альбом / И.И. Шарлемань. - Санкт-Петербург, 1850-е
Аничков мост. Первая, вторая и четвертая композиция. 1832-1841. Бронза.
Работа над скульптурным оформлением Аничкова моста заняла несколько лет. По замыслу автора, в четырех группах воплощена тема «Покорение коня человеком». П.К. Клодт задумал композицию ансамбля так, чтобы зритель воспринял этот сюжет, переходя от одной группы к другой.
Лошадь. 1840-е гг. СХМ
П.К. Клодт вошел в историю русской пластики прежде всего, как создатель анималистического жанра в скульптуре. Он почти всегда лепил с живой натуры, изображая коня таким, каким видел его в жизни.
Важное значение Клодт придавал работе над небольшими эскизами, изображавшими лошадей, над которыми трудился все свободное время. Выполненные как подготовительные этюды, они имеют ценность самостоятельных произведений и поражают виртуозной лепкой из воска. Многие конные композиции были переведены самим скульптором в бронзу и стали изысканными камерными произведениями. Большинство этих работ, вылепленные из воска и отлитых из бронзы, находится в собрании скульптора Государственного Русского музея.
Из ГРМ в 1952 году в фонды Симферопольского художественного музея была передана работа «Лошадь (Битюг)» 1840х годов.