Современная художественная коллекция Симферопольского художественного музея отличается многообразием жанров и стилей, в ней представлены важные этапы развития отечественного и европейского изобразительного искусства. Одной из наиболее востребованных и привлекательных для зрителя составляющих собрания и постоянной экспозиции музея являются предметы, созданные итальянскими мастерами XVII-XVIII веков.
В европейском искусстве Нового времени, на заре станковой живописи были наиболее распространены религиозные и мифологические сюжеты. Особого внимания заслуживают в этом плане копия полотна «Придворный шут» феррарского мастера Доссо Досси, живописные и графические копии фресок знаменитых Станц Рафаэля Санти, оригинал «Мадонна с младенцем» и копия картины «Мария Магдалина» главы болонской Академии Гвидо Рени, копия полотна Тициана Вечеллио «Венера и Адонис» и другие.
Мифологические и исторические сюжеты музейного собрания подводят нас к творчеству одного из титанов Возрождения – живописца, скульптора, архитектора и поэта Рафаэля Санти (1483-1520). Поиски выразительной и совершенной формы, продуманность каждой детали, характерные для творчества Рафаэля, нашли совершенное воплощение в знаменитых фресковых росписях Ватиканского дворца. В Государственном Эрмитаже находится единственное в мире воспроизведение в натуральную величину знаменитых лоджий Рафаэля.
Лоджии представляют собой высокую светлую галерею, потолок которой украшают пятьдесят две картины на сюжеты библейских сказаний. Они, в свою очередь, были выполнены по указу Екатерины Великой в конце XVIII в. группой мастеров-копиистов под руководством Христофора Унтерберга. Копирование производилось в течение семи лет, затем привезенные холсты были смонтированы в специально построенных лоджиях. На сводах галереи был помещен цикл картин на библейские сюжеты – так называемая «Библия Рафаэля». Сорок восемь композиций посвящены Ветхому Завету, четыре – Новому Завету. Новозаветные сюжеты – Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и «Тайная Вечеря», завершающая цикл. Копия последнего сюжета была создана в стенах Лоджий Рафаэля и впоследствии передана Эрмитажу.
В оригинальном произведении Рафаэлю удалось преодолеть статичность в изображении человеческих фигур, движения становятся более разнообразными и свободными, действие приобретает живость. Рафаэль нашел гениальное решение для того, чтобы выделить Иуду среди прочих участников вечери: лишь у одного из учеников лицо отвращено от Христа, который является композиционным и световым центром композиции, и помещено в тень.
Творчество Рафаэля вдохновило ряд художников на воспроизведение его сюжетов и отдельных персонажей в технике гравюры. В 1979 году в собрание Симферопольского художественного музея из частного собрания поступило 6 офортов неизвестного автора, датированных XIX веком. Среди них наибольший интерес для нас представляют четыре листа: «Голова юноши» в правый профиль, с метко схваченным жестом руки, «Голова казненного», два офорта с названием «Персонаж «Диспута», один из них в тюрбане. Над каждым изображением значится «Tom I» или «Tom II», и цифры нумерации листов в иллюстрированном альбоме.
Ключ к разгадке авторства этих офортов был найден на листе «Голова юноши». В инвентарной книге она описывается следующим образом: «Изображена голова в правый профиль. Лицо обрамлено длинными густыми вьющимися волосами, падающими на Глаза полузакрыты опущенными веками, рот полуоткрыт, нос прямой, с чуть приподнятым кончиком; лоб, глаза, шея затенены». В верхнем левом углу надпись: Tom I, в верхнем правом: 14. Внизу вдоль листа надпись: «Testa incognita, che si vede fra’Discepoli d’Archimede atteni alle Demostrazion Geometriche, nelle schola d’Atene di Rafaelle d’Urbino del Palazzo Vaticano – Paolo Fidanza del ed ine».
Перевод этой надписи дает нам имя автора: «Голова неизвестного, изучающего дисциплину Архимеда, слушающего его пояснения по геометрии, в «Афинской школе» Рафаэля из Урбино, в Ватиканском дворце – по нему (выполнил гравюру) Паоло Фиданца».
Известно, что в 1763 г. в Италии было выпушено 5 томов гравюр по ватиканским работам Рафаэля. Среди них 174 работы были выполнены Паоло Фиданца (Paolo Fidanza) (1731-1785), художником и итальянским гравером. Благодаря этим гравюрам и офортам художники Старого и Нового света могли прикоснуться к творчеству титанов Возрождения, совершить воображаемое путешествие по залам Ватикана, всего лишь перелистывая пятитомное издание.
Об авторе мы знаем немного. Паоло Фиданца родился в 1731 году в городе Камерино, Италия. Он обучался в Риме, работал в области живописи и графики. Фиданца также создавал гравюры – репродукции известных картин, сделавшие упомянутые работы для изучения другими художниками и любителями искусства.
Лист «Голова юноши» отсылает нас к «Афинской школе», Станца делла Сеньятура. Рафаэль приступил к росписи этой залы в 1509 году. Она была посвящена «четырем главным областям тогдашней духовной культуры: богословию, философии, поэзии и юриспруденции: «Росписи стен, посвященные торжеству веры («Диспут»), триумфу философии («Афинская школа»), поэзии («Парнас»), правосудию («Основание гражданского и церковного права»), были призваны превратить этот зал в некий идеальный храм разума, познания, справедливости» [2, c.12].
В правой части, у ступенек Рафаэль помещает несколько групп. Отметим кружок юношей, собравшихся вокруг учителя с циркулем в руках. Здесь «…Архимед, положив доску на пол, делает геометрический чертеж и объясняет его стоящим вокруг и напряженно внимающим слушателям» [1, с.23]. Впрочем, относительно фигуры учителя мнения исследователей расходятся: «Справа Архимед или Эвклид (портрет Браманте), склонившийся с циркулем над геометрическим чертежом среди учеников…» [3, с. 23].
Один из учеников, стоящий слева, в зеленом хитоне, слушает со вниманием и, судя по жесту, собирается указать на возможное решение геометрической задачи. Его облик Фиданца воссоздает на 14 листе I тома. Благодаря виртуозной штриховке верно переданы тени, положение головы и особенно выражение лица.
На трех последующих листах из нашего собрания нет подписи автора. Но в пользу Паоло Фиданца говорит и соседство залов в Станцах Рафаэля, и общность темы и оформления.
В другой известной фреске «Диспут» разворачивается горячий спор о вере. По обе стороны от алтаря на ступенчатом возвышении находятся отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, верующие. Среди них – исторические личности и безвестные персонажи, портреты и идеальные образы (в числе изображенных можно узнать Данте, Фра Анджелико, Савонаролу, Браманте). Браманте – архитектор, один из современников Рафаэля, его здания часто возникают в произведениях урбинского живописца. Его мы без труда найдем слева, на первом плане, с книгой в руках. Здесь архитектор, «опираясь о балюстраду и показывая на какую-то книгу, спорит с юношей, но тот отвернулся от него и показывает рукой в сторону алтаря, другая мужская фигура уже направлена к алтарю» [1, с.22].
В этой части фрески резец Фиданца выхватывает два лица. Первый «Персонаж диспута» в чалме появляется, вчитываясь в книгу, которую держит другой персонаж. Он появляется на 5 листе I тома. Его лицо наполнено немым восторгом: «Голова неизвестного юноши, смотрящего на сохранившуюся книгу Браманте из «Диспута» Рафаэля» (Testa incognita d’un giovane, che mira un libro tenuto da Bramante nella disputa della Teologia. Di Rafaello).
Второй «Персонаж диспута» (лист 15, том 1) находится ближе к центру композиции. Весь облик его говорит о предельном, восхищенном внимании: он подается вперед всем корпусом. Такова «Голова юного теолога, внимательно слушающего аргументы Диспута о Теологии Рафаэля в ватиканских залах» (Testa d’un Giovanetto Teologo, che sente conmolta attenzione di argomenti nella Disputa die Teologia di Rafaello nelle stanze Vaticane).
Далее мы обратимся к ватиканской зале Константина, выполненной Джулио Романо, учеником Рафаэля. Здесь, на фреске «Битва у Мульвийского моста» в центре всадники подносят Константину Великому отрубленные головы врагов. По одной из этих голов на втором плане была выполнена гравюра «Голова казненного», том I, 13: «Testa di Guerriero presentata a Costantino Magno da uno de’suoi Soldati in tempo dell’azione dipinta da Rafaello» (Голова воина, представленная Константину Великому одним из его солдат во время военных действий, написанная Рафаэлем).
Итальянское искусство от древности до наших дней продолжает привлекать художников, исследователей и путешественников. Сокровища античности, шедевры Высокого Возрождения и строгие каноны классического академического искусства служат неисчерпаемым источником вдохновения для живописцев Старого Света и отечественных мастеров, недосягаемым идеалом в понимании красоты человека и природы, образцом для подражания и объектом эстетического наслаждения. Благодаря произведениям именитых авторов (и их последователей) отблеск славы Аппенинского полуострова ощутим и в собрании Симферопольского художественного музея, на крымской земле, которую поэт Василий Жуковский в одном из писем к императрице Александре Федоровне именует «нашей Италией».
Александра Кугушева
кандидат культурологии
Литература:
1. Карой Л. Рафаэль / Серия: Малая библиотека искусства.- Будапешт: Издательство Корвина, 1962. – 97 с., ил.
2. Рафаэль / Отв. ред. В.В. Стародубова; НИИ теории и истории изобразительного искусства ордена Ленина Аккад. художеств СССР. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – 176 с., ил.
3. Романов Н. Рафаэль (1483-1520). – М.-Л.: Гос. изд. «Искусство», 1946. – 48 с., ил.