Однако, стремление раскрыть свой замысел с максимальной наглядностью приводит Грёза к искусственности и аффектации. Композиции его картин часто надуманы и театральны, типаж однообразно идеализирован и лишен подлинной выразительности, жесты фигур заучены и повторяются при аналогичных ситуациях, позы эффектны и нарочиты, колорит часто условен. Зато многочисленные рисунки Грёза обладают большими достоинствами. Это композиционные наброски или этюды фигур, выполненные обычно черным мелом или сангиной, свободные по манере, живо и непосредственно передающие модель.
«Паралитик, или Плоды хорошего воспитания». 1763
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж
Наряду с жанровыми картинами Грёз писал портреты, а также изображения миловидных девушек, порой живые и выразительные, но чаще идеализированные, манерно-сентиментальные. Именно подобные картины, так называемые «головки» Грёза, к которым относится и «Голова мальчика», в свое время пользовались особой популярностью.
Камерный портрет «Голова мальчика» из собрания нашего музея, привлекающий внимание зрителей своей грациозностью, является ярким примером мифологического жанра в живописи. Это произведение поступило из Государственного Эрмитажа.
Жан-Батист Грёз. "Голова мальчика"
Собрание СХМ
Собрание СХМ
Мифологический жанр в живописи сформировался в эпоху Возрождения. Подобные сюжеты встречаются в живописи XVII – XIX вв. так же часто, как и сюжеты библейские. Природная естественность, открытое проявление чувств, внутренняя свобода – вот что всегда привлекало живописцев.
На заре станковой живописи в европейском искусстве были наиболее распространены религиозные и мифологические сюжеты. В старинных трактатах, пыльных свитках скрипториев внимательные читатели с удивлением открывали для себя античные легенды. Древние греки и римляне наслаждались земной жизнью - точно так же, как и их читатели. Эти истории, анекдоты, давали широкий спектр тем для искусства.