
Георгий Георгиевич учился в рисовальных классах Пречистенских вечерних курсов у Н.Н. Комаровского (1910–1914), в студии М. В. Леблана, Р. А. Бакланова, М. М. Северова в Москве (1912–1914), в мастерской А. С. Голубкиной (1917), в Государственных свободных художественных мастерских (1918–1920) у К. Малевича. Изучал искусство в Италии и Германии в 1928–1929 годах.
В 1922 был организатором и участником выставки «Нового общества живописцев» (НОЖ). Состоял в НОЖ (1921–1924), Ассоциации художников революционной России (АХРР, 1924–1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931–1932).
Преподавал во ВХУТЕИНе (1929–1931) и в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1934–1952).
Георгий Ряжский, «отразивший эпоху в образах-типах», шёл в ногу со временем. Его поколенный портрет «Чувашка-учительница» (1932, холст, масло. 127 х 75,5), поступивший в Симферопольский художественный музей из Государственного Русского музея, продолжает созданный им художественный ряд выразительных советских женских образов, состоящий из «Рабфаковки» (1926), «Делегатки» (1927), «Председательницы» (1928), «Чувашки» (1932), и предшествует «Учительнице» (1933), «Лыжнице» (1933) и другим труженицам, энергией и силой символизирующих «мощь... организованного социалистического труда».
Портретным рядом Ряжский ответил на слова наркома просвещения А. Луначарского, сказанные на торжественном открытии 7 выставки АХРР «Революция, быт и труд» в 1925 году: «Почему надо брать случайные портреты, а не отыскать, например, типичную старуху работницу, героиню труда, или красноармейца, или какого–нибудь человека из малой народности, зажигающей впервые огонь цивилизации, а вместе с тем и коммунизма?».
Г. Ряжский в полной мере решил «историческую задачу советского изобразительного искусства», воссоздав «в образах искусства человека нового типа». Художник сумел увидеть и вскрыть «в его сегодняшнем облике и делах зерно завтрашних завоеваний и достижений». Портреты Ряжского пользовались успехом у отечественной и зарубежной публики – «Делегатка» и «Председательница» были удостоены большой золотой медали на Международной выставке в Париже.
Юрий Людковский утверждал (2002), что женщина, изображённая на портрете, его мама. Она позировала художнику в 1932, в 25-летнем возрасте. Женщина не была учительницей – окончила семилетку, работала прачкой, официанткой, диетсестрой (учительствовала его бабушка Мария). Жила с сыновьями в подвале на Сивцевом Вражке, а позже в бараке в Покровском-Глебово. Во время войны сдавала кровь для раненых. Жила тяжело. Всю жизнь трудилась.
Эта труженица в белой, жёлтой или красной косынке неоднократно была героиней портретов Георгия Ряжского, иногда даже в одной и той же синей блузке. Женщина в косынке спокойно смотрит на нас с картин «Женский портрет» (1934, Белгородский государственный художественный музей), «Портрет чувашки» (1932, Государственный Русский музей), «Портрет чувашской учительницы в красном платке» (1932, Чувашский государственный художественный музей), «Чувашка учительница» (1932), «Чувашка» (1932).
Анна Полканова