Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Март 2025 (6)
Февраль 2025 (32)
Январь 2025 (28)
Декабрь 2024 (28)
Ноябрь 2024 (30)
Октябрь 2024 (30)

К 130-летию со дня рождения Георгия Ряжского (1895–1952)

К 130-летию со дня рождения Георгия Ряжского (1895–1952)31 января по старому стилю, а 12 февраля по новому стилю 1895 года в с. Игнатьево Московской губернии родился Георгий Георгиевич Ряжский, художник, заслуженный деятель искусств России (1944), действительный член Академии художеств СССР (1949), академик-секретарь Президиума АХ СССР (1949–1952).

Георгий Георгиевич учился в рисовальных классах Пречистенских вечерних курсов у Н.Н. Комаровского (1910–1914), в студии М. В. Леблана, Р. А. Бакланова, М. М. Северова в Москве (1912–1914), в мастерской А. С. Голубкиной (1917), в Государственных свободных художественных мастерских (1918–1920) у К. Малевича. Изучал искусство в Италии и Германии в 1928–1929 годах.

В 1922 был организатором и участником выставки «Нового общества живописцев» (НОЖ). Состоял в НОЖ (1921–1924), Ассоциации художников революционной России (АХРР, 1924–1930), Российской  ассоциации  пролетарских  художников (1931–1932).

Преподавал во ВХУТЕИНе (1929–1931) и в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1934–1952).



К 130-летию со дня рождения Георгия Ряжского (1895–1952)
Чувашка-учительница. 1932
Симферопольский художественный музей

Георгий Ряжский, «отразивший эпоху в образах-типах», шёл в ногу со временем. Его поколенный портрет «Чувашка-учительница» (1932, холст, масло. 127 х 75,5), поступивший в Симферопольский художественный музей из Государственного Русского музея, продолжает созданный им художественный ряд выразительных советских женских образов, состоящий из «Рабфаковки» (1926), «Делегатки» (1927), «Председательницы» (1928), «Чувашки» (1932), и предшествует «Учительнице» (1933), «Лыжнице» (1933) и другим труженицам, энергией и силой символизирующих «мощь... организованного социалистического труда».

К 130-летию со дня рождения Георгия Ряжского (1895–1952)К 130-летию со дня рождения Георгия Ряжского (1895–1952)К 130-летию со дня рождения Георгия Ряжского (1895–1952)

Портретным рядом Ряжский ответил на слова наркома просвещения А. Луначарского, сказанные на торжественном открытии 7 выставки АХРР «Революция, быт и труд» в 1925 году: «Почему надо брать случайные портреты, а не отыскать, например, типичную старуху работницу, героиню труда, или красноармейца, или какого–нибудь человека из малой народности, зажигающей впервые огонь цивилизации, а вместе с тем и коммунизма?».

Г. Ряжский в полной мере решил «историческую задачу советского изобразительного искусства», воссоздав «в образах искусства человека нового типа». Художник сумел увидеть и вскрыть «в его сегодняшнем облике и делах зерно завтрашних завоеваний и достижений». Портреты Ряжского пользовались успехом у отечественной и зарубежной публики – «Делегатка» и «Председательница» были удостоены большой золотой медали на Международной выставке в Париже.


К 130-летию со дня рождения Георгия Ряжского (1895–1952)К 130-летию со дня рождения Георгия Ряжского (1895–1952)

Юрий Людковский утверждал (2002), что женщина, изображённая на портрете, его мама. Она позировала художнику в 1932, в 25-летнем возрасте. Женщина не была учительницей – окончила семилетку, работала прачкой, официанткой, диетсестрой (учительствовала его бабушка Мария). Жила с сыновьями в подвале на Сивцевом Вражке, а позже в бараке в Покровском-Глебово. Во время войны сдавала кровь для раненых. Жила тяжело. Всю жизнь трудилась.

Эта труженица в белой, жёлтой или красной косынке неоднократно была героиней портретов Георгия Ряжского, иногда даже в одной и той же синей блузке. Женщина в косынке спокойно смотрит на нас с картин «Женский портрет» (1934, Белгородский государственный художественный музей), «Портрет чувашки» (1932, Государственный Русский музей), «Портрет чувашской учительницы в красном платке» (1932, Чувашский государственный художественный музей), «Чувашка учительница» (1932), «Чувашка» (1932).

Анна Полканова