Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Март 2024 (28)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)
Октябрь 2023 (26)

Ко дню рождения Льва Бакста

Ко дню рождения Льва Бакста155 лет назад, 27 января (8 февраля) 1866 года родился известный художник, сценограф, иллюстратор Лев Самуилович Бакст (1866–1924).

«Он – художник в душе» – именно ему посвящены эти слова А.Н. Бенуа из книги «Мои воспоминания». Бакст – величайший театральный художник, прекрасный рисовальщик, тонкий живописец, непревзойденный мастер линии. Его творчество, напряженное, эмоциональное и вместе с тем удивительно гармоничное – стало своеобразной визитной карточкой не только творчества художника, но и стиля модерн в целом.

Из многочисленных художников русского Серебряного века именно Бакст заслужил наивысшее признание за свой вклад в станковую живопись и декоративно-прикладное искусство. Никто из российских театральных художников не снискал такой славы, как Бакст – за свои легендарные декорации к балетам «Клеопатра», «Шехерезада», «Синий бог» или «Спящая красавица», сценографию, поразившую публику щедростью красок, осязаемостью формы и передачей динамики человеческого тела.

Одновременно, искусствоведы считают Бакста одним из наиболее ярких русских художников-портретистов начала ХХ века. Леон Бакст был не только замечательным портретистом. Его графические работы, как отмечали современники, были «поразительно декоративны, полны особенной загадочной поэзии…».

В постоянной экспозиции СХМ находится работа Бакста «Женский портрет» 1906 года. Этот портрет упоминается в статье С. Маковского « Женские портреты современных русских художников» в журнале «Аполлон» (1910, № 5, с. 9–11, 17, 18, между с. 8–9 – илл.) как «Портрет г-жи К-ой». В 1920 году он поступил в Государственный Русский музей из собрания коллекционера А.А. Коровина. До 1941 года портрет принадлежал ГРМ, хранился под инвентарным номером № 2978. В инвентарной книге сохранилась запись:

Ко дню рождения Льва Бакста

«Женский портрет (Коровина, жена коллекционера). Поколенный портрет молодой женщины в котиковом, расстегнутом на груди пальто с горностаевой шалью, стоящей склонив голову в меховой шляпе на соболю муфту, которую она держит в правой руке. Левая рука в белой лайковой перчатке опущена на пояс платья. Фон светло серый. Справа внизу подпись: «Бакстъ 1906». Согласно этой записи, принято считать, что на портрете изображена Анна Яковлевна Коровина, в девичестве Фидлер».

В 1940–1941 гг. портрет был включен в передвижную выставку живописи Государственного Русского музея. В частности, в путеводителе по этой выставке, изданном в Ворошиловске (ныне Ставрополе) в 1941 г., на с. 40–41 помещена иллюстрация «Женского портрета». Судьба портрета в годы Великой Отечественной войны неизвестна. В фонды нашего музея это произведение Бакста поступило в 1949 г. из Крымского областного краеведческого музея как возвращенное из Германии.

В послевоенные годы «Женский портрет» реставрировался в Киевских государственно-реставрационных мастерских (1956). В книге И.Н. Пружан «Лев Самойлович Бакст» (Л.: Искусство, 1975, с. 87) портрет определен как изображение Луизы Демулен. Впрочем, в свете данных, представленных Русским музеем, эта атрибуция не выдерживает критики.