
«Он – художник в душе» – именно ему посвящены эти слова А.Н. Бенуа из книги «Мои воспоминания». Бакст – величайший театральный художник, прекрасный рисовальщик, тонкий живописец, непревзойденный мастер линии. Его творчество, напряженное, эмоциональное и вместе с тем удивительно гармоничное – стало своеобразной визитной карточкой не только творчества художника, но и стиля модерн в целом.
Из многочисленных художников русского Серебряного века именно Бакст заслужил наивысшее признание за свой вклад в станковую живопись и декоративно-прикладное искусство. Никто из российских театральных художников не снискал такой славы, как Бакст – за свои легендарные декорации к балетам «Клеопатра», «Шехерезада», «Синий бог» или «Спящая красавица», сценографию, поразившую публику щедростью красок, осязаемостью формы и передачей динамики человеческого тела.
Одновременно, искусствоведы считают Бакста одним из наиболее ярких русских художников-портретистов начала ХХ века. Леон Бакст был не только замечательным портретистом. Его графические работы, как отмечали современники, были «поразительно декоративны, полны особенной загадочной поэзии…».
В постоянной экспозиции СХМ находится работа Бакста «Женский портрет» 1906 года. Этот портрет упоминается в статье С. Маковского « Женские портреты современных русских художников» в журнале «Аполлон» (1910, № 5, с. 9–11, 17, 18, между с. 8–9 – илл.) как «Портрет г-жи К-ой». В 1920 году он поступил в Государственный Русский музей из собрания коллекционера А.А. Коровина. До 1941 года портрет принадлежал ГРМ, хранился под инвентарным номером № 2978. В инвентарной книге сохранилась запись:
«Женский портрет (Коровина, жена коллекционера). Поколенный портрет молодой женщины в котиковом, расстегнутом на груди пальто с горностаевой шалью, стоящей склонив голову в меховой шляпе на соболю муфту, которую она держит в правой руке. Левая рука в белой лайковой перчатке опущена на пояс платья. Фон светло серый. Справа внизу подпись: «Бакстъ 1906». Согласно этой записи, принято считать, что на портрете изображена Анна Яковлевна Коровина, в девичестве Фидлер».
В 1940–1941 гг. портрет был включен в передвижную выставку живописи Государственного Русского музея. В частности, в путеводителе по этой выставке, изданном в Ворошиловске (ныне Ставрополе) в 1941 г., на с. 40–41 помещена иллюстрация «Женского портрета». Судьба портрета в годы Великой Отечественной войны неизвестна. В фонды нашего музея это произведение Бакста поступило в 1949 г. из Крымского областного краеведческого музея как возвращенное из Германии.
В послевоенные годы «Женский портрет» реставрировался в Киевских государственно-реставрационных мастерских (1956). В книге И.Н. Пружан «Лев Самойлович Бакст» (Л.: Искусство, 1975, с. 87) портрет определен как изображение Луизы Демулен. Впрочем, в свете данных, представленных Русским музеем, эта атрибуция не выдерживает критики.