В советском зале постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея находится полотно белорусского художника Николая Иосифовича Исаенка (р. 1947) «Солдатки. Возрождение» 1982 года, которое посвящено женщинам, вынесшим на своих плечах весь груз долгих лет возрождения страны. Картина поступила в музей в 1984 году из Дирекции художественных выставок Союза художников СССР.
Уроженец деревни Черневичи Минской области Беларуси работает в основном в жанре пейзажа и натюрморта. И сегодня художник большую часть года живет на своей малой родине, в деревне Черневичи, которую изображает на своих полотнах.
Писатель Виктор Карамазов в своей новелле «Маки» 2014 года, посвященной Исаёнку, рассказывает историю написания картины. Эта работа родилась из детства художника в послевоенной Беларуси, семейной истории. «С войны [отец Николая] вернулся тяжелораненым, а тут дом сгорел, надо отстраивать. Лежал, отдавал приказы, что делать, как на войне, делала всё мать с детьми. ...После войны было много вдов, он понимал их, как понимал свою мать, и писал»*.
Суровый живописный язык, рубленные формы, землистые тона колорита — это одна из самых значительных работ в творчестве художника.
На холсте изображены две женщины, пожилая и молодая, несущие на плечах бревно. Одна из них в солдатских сапогах. Перед ними обгоревшие брёвна, а за ними уже начатая постройка. На втором плане стоит девочка в белом платке, за которой виднеется печь с обгоревшей трубой.
*«З вайны вярнуўся моцна зранены, а тут хата згарэла, трэба будавацца. Ляжаў, даваў, як на вайне, каманды, што рабіць, рабіла ўсё маці з дзецьмі. ...Жанчын-удоў пасля вайны было шмат, ён іх разумеў, як разумеў маці, і пісаў» [Карамазаў, В. Ф. Пад крыжам : кніга прозы / В. Ф. Карамазаў. - Мінск : Кнігазбор, 2017, с. 115].