С 16 марта Российская галерея искусств при поддержке Музея Москвы и Министерства культуры РФ представляет выставку «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» (г. Москва). В экспозиции — работы художника и педагога-новатора Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной из частных коллекций и 28 российских музеев.
Симферопольский художественный музей представлен на выставке работой К.С. Петрова-Водкина «Натюрморт (Фрукты)» (1934).
Творчество Петрова-Водкина представляет собой уникальный сплав русского искусства (иконопись, фольклор, лубок) и достижений западноевропейских мастеров, начиная с Возрождения и заканчивая постимпрессионистами и символистами начала XX века. Имя Марии Ломакиной относят к числу неангажированных художников первой половины XX века, творчество которой было равноудалено как от официального соцреализма, так и от авангарда.
После революции в годы, когда рождалось новое государство и новые социальные отношения, Петров-Водкин занимался реорганизацией Высшего художественного училища при Академии художеств, читал лекции, вел свою мастерскую. Наряду с другими художниками-новаторами того времени (Казимиром Малевичем, Павлом Филоновым и Михаилом Матюшиным) он стремился создать свою систему преподавания.
Одной из самых талантливых его учениц была Мария Ломакина, которая освоив новаторские композиционные приемы мастера, создала собственный живописный язык: она ставила себе задачу показать разрозненные части окружающей действительности как органичные элементы мировой гармонии.
Экспозиция выставки «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» поделена на две части. В первой представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет. Так, зрители увидят работы Марии Ломакиной, которые она создавала в Богородском, где преподавала математику, русский язык и рисунок, и в Загорске (сейчас — Сергиев Посад), куда переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, виды Москвы, Ленинграда — показаны все этапы становления Ломакиной как художника.
Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ломакиной. В частности, из Русского музея приедет картина Петрова-Водкина «Землетрясение в Крыму» 1927 года. Художник, в тот момент гостивший у Максимилиана Волошина, стал свидетелем этого трагического события, но решил не эвакуироваться, а начал работать над полотном. А Вятский художественный музей отправил на выставку «Портрет Ариадны Холоповой» 1915 года. Долгое время эта картина считалась просто «портретом девочки», пока в 1966-м на выставке в Русском музее ее не увидела повзрослевшая модель. Оказалось, что родители Рии Холоповой дружили с Петровым-Водкиным. Когда ей было десять лет, художник написал ее портрет.
Творчество Марии Ломакиной будет представлено ее огромным полотном «Татарский эпос» 1922 года со сценами из жизни крымских татар. Она хорошо знала и любила их культуру. Также в экспозиции представлены зарисовки труда виноградарей, табаководов, садоводов, которые художница делала для подготовки полотна, посвященного сельскому хозяйству.
Выставку дополнят документы, фото и материалы из архивов наследников художников.
Организатор выставки — Российская государственная художественная галерея (Российская галерея искусств).