Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Май 2024 (52)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)

Острая беседа с натурой: к 140-летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина

5 ноября 1878 года родился известный русский художник, теоретик искусства и писатель Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. В зале советского искусства постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея находится его «Натюрморт. Фрукты» 1934 года, поступивший в 1949 году из Крымского областного краеведческого музея (ранее принадлежал Ленсовету).

Острая беседа с натурой: к 140-летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина

Петров-Водкин придавал особое значение натюрморту. В автобиографической повести «Пространство Эвклида», где этому жанру посвящена отдельная глава, он пишет: «Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, – в этом основное требование натюрморта. И в этом – большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем» [1, с. 256].

Приверженность натюрморту художник сохранил на всю жизнь, но особенно часто обращается к нему в послереволюционные 1918–1920 годы. Тогда были созданы его знаменитые работы «Селедка», «Розовый натюрморт», «Скрипка».

Натюрморт из собрания СХМ создан в поздний период творчества Петрова-Водкина, за пять лет до его ухода из жизни. В эти годы художник вновь возвращается к живописному творчеству после длительного перерыва (в 1927 году врачи обнаружили у него туберкулез, а через год запретили художнику рисовать красками). В этот же 1934 год была написана одна из лучших картин его позднего периода – «1919 год. Тревога».

Своеобразие авторского взгляда на предметный мир и о том, по каким законам создан «Натюрморт. Фрукты», в своей статье к 50-летию Симферопольского художественного музея писал искусствовед Р.Т. Подуфалый:
«Есть произведения, которые привлекают не только красотой, глубиной образа, но и тем, что они приближают нас к пониманию тайны искусства, особенно наглядно показывают, как «построено» художественное произведение.
…В этом отношении «Натюрморт» 1934 г., написанный после всех его знаменитых натюрмортов, составивших целую эпоху в нашем искусстве, – это программная, итоговая вещь.
Первое, что бросается в глаза: острота, неожиданность постановки. Чаще всего предметы в натюрмортах «позируют», как группа людей перед фотоаппаратом. Петров-Водкин «сцену из жизни предметов» как будто подсмотрел в действительности. В их неподвижности – уловил движение, словно работа писалась на палубе качающегося корабля.
Острота и свежесть восприятия жизни, натуры подчеркнута исключительной простотой и ясностью принципа отбора и сочетания предметов: формы круглых яблок и прямоугольных тетради и письма объединяются цилиндрической формой стакана с водой… В натюрморте равно важны и сами предметы, и расстояния между ними, и их взаимное расположение…
Вся композиция – как бы окошко в светлый, кристально чистый и ясный мир… Мягкое световое излучение, заставляющее вспомнить древнерусскую живопись, определяется не светотенью, а сочетанием красочных пятен, качеством и количеством цвета, а также тонкослойной фресковой манерой письма.
Колорит – самый оригинальный компонент картины: бледно-розовая скатерть, ярко-желтые яблоки, густо-синий блокнот образуют четко уравновешенное сочетание первичных цветов – это знаменитая «трехцветка» Петрова-Водкина.
Художник остроумно подчеркнул ее, поместив между желтым и синим зеленое, которое в его трактовке звучит как не как самостоятельный цвет, а как сумма (Петров-Водкин говорил «помесь») двух соседних цветов.
Поэтический взгляд художника наделяет предметы удивительными свойствами. Стакан с прозрачной водой – это «магический кристалл», где встречаются, переплетаются все формы и краски, так что все предметы вступают между собой в неслышный разговор.
Так мысль художника, прибегающая к своеобразной поэтической математике и геометрии, одухотворяет мир, творит красоту ясной, жизнеутверждающей гармонии, образцом которой для Петрова-Водкина было творчество А.С. Пушкина» [3].

Биографическая справка о художнике:
Кузьма Сергеевич Петров Водкин родился 5 ноября (24 октября по старому стилю) 1878 года в Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова в Самаре (1895–1897), Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1905 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в мастерской В.А. Серова. Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908). В эти же годы много путешествовал по странам Западной Европы, побывал в Северной Африке, позднее также совершает поездки в Самарканд (1921) и Крым (1929). В 1910 году входит в состав «Мира искусства», с 1924 г. – член объединения «Четыре искусства», был близок к символистам из «Голубой розы». Плодотворно работал также как художник театра, художник-монументалист и педагог. Преподавал в школе Е.Н. Званцевой (1910–1915), реформировал систему образования в Академии художеств (1918–1933). В последние годы жизни пишет автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933). Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939 года.


Список литературы

1. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука. – 2000. – 768 c.
2. Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/PETROV-VODKIN_KUZMA_SERGEEVICH.html
3. Подуфалый Р. К.С. Петров-Водкин. «Натюрморт» // Крымский комсомолец (Симферополь) – 1987. – 26 декабря.