Петров-Водкин придавал особое значение натюрморту. В автобиографической повести «Пространство Эвклида», где этому жанру посвящена отдельная глава, он пишет: «Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, – в этом основное требование натюрморта. И в этом – большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем» [1, с. 256].
Приверженность натюрморту художник сохранил на всю жизнь, но особенно часто обращается к нему в послереволюционные 1918–1920 годы. Тогда были созданы его знаменитые работы «Селедка», «Розовый натюрморт», «Скрипка».
Натюрморт из собрания СХМ создан в поздний период творчества Петрова-Водкина, за пять лет до его ухода из жизни. В эти годы художник вновь возвращается к живописному творчеству после длительного перерыва (в 1927 году врачи обнаружили у него туберкулез, а через год запретили художнику рисовать красками). В этот же 1934 год была написана одна из лучших картин его позднего периода – «1919 год. Тревога».
Своеобразие авторского взгляда на предметный мир и о том, по каким законам создан «Натюрморт. Фрукты», в своей статье к 50-летию Симферопольского художественного музея писал искусствовед Р.Т. Подуфалый:
«Есть произведения, которые привлекают не только красотой, глубиной образа, но и тем, что они приближают нас к пониманию тайны искусства, особенно наглядно показывают, как «построено» художественное произведение.
…В этом отношении «Натюрморт» 1934 г., написанный после всех его знаменитых натюрмортов, составивших целую эпоху в нашем искусстве, – это программная, итоговая вещь.
Первое, что бросается в глаза: острота, неожиданность постановки. Чаще всего предметы в натюрмортах «позируют», как группа людей перед фотоаппаратом. Петров-Водкин «сцену из жизни предметов» как будто подсмотрел в действительности. В их неподвижности – уловил движение, словно работа писалась на палубе качающегося корабля.
Острота и свежесть восприятия жизни, натуры подчеркнута исключительной простотой и ясностью принципа отбора и сочетания предметов: формы круглых яблок и прямоугольных тетради и письма объединяются цилиндрической формой стакана с водой… В натюрморте равно важны и сами предметы, и расстояния между ними, и их взаимное расположение…
Вся композиция – как бы окошко в светлый, кристально чистый и ясный мир… Мягкое световое излучение, заставляющее вспомнить древнерусскую живопись, определяется не светотенью, а сочетанием красочных пятен, качеством и количеством цвета, а также тонкослойной фресковой манерой письма.
Колорит – самый оригинальный компонент картины: бледно-розовая скатерть, ярко-желтые яблоки, густо-синий блокнот образуют четко уравновешенное сочетание первичных цветов – это знаменитая «трехцветка» Петрова-Водкина.
Художник остроумно подчеркнул ее, поместив между желтым и синим зеленое, которое в его трактовке звучит как не как самостоятельный цвет, а как сумма (Петров-Водкин говорил «помесь») двух соседних цветов.
Поэтический взгляд художника наделяет предметы удивительными свойствами. Стакан с прозрачной водой – это «магический кристалл», где встречаются, переплетаются все формы и краски, так что все предметы вступают между собой в неслышный разговор.
Так мысль художника, прибегающая к своеобразной поэтической математике и геометрии, одухотворяет мир, творит красоту ясной, жизнеутверждающей гармонии, образцом которой для Петрова-Водкина было творчество А.С. Пушкина» [3].
Биографическая справка о художнике:
Кузьма Сергеевич Петров Водкин родился 5 ноября (24 октября по старому стилю) 1878 года в Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова в Самаре (1895–1897), Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1905 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в мастерской В.А. Серова. Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908). В эти же годы много путешествовал по странам Западной Европы, побывал в Северной Африке, позднее также совершает поездки в Самарканд (1921) и Крым (1929). В 1910 году входит в состав «Мира искусства», с 1924 г. – член объединения «Четыре искусства», был близок к символистам из «Голубой розы». Плодотворно работал также как художник театра, художник-монументалист и педагог. Преподавал в школе Е.Н. Званцевой (1910–1915), реформировал систему образования в Академии художеств (1918–1933). В последние годы жизни пишет автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933). Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939 года.
Список литературы
1. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука. – 2000. – 768 c.
2. Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/PETROV-VODKIN_KUZMA_SERGEEVICH.html
3. Подуфалый Р. К.С. Петров-Водкин. «Натюрморт» // Крымский комсомолец (Симферополь) – 1987. – 26 декабря.