В постоянной экспозиции возобновил работу зал русского искусства XIX — начала XX в. В экспозиции зала представлены произведения портретного, пейзажного и бытового жанра. В начале XIX века в провинциальном искусстве сохраняются традиции усадебного «парсунного» портрета с ярко выраженной статичностью поз, некоторым иконописным схематизмом и подчеркнутым вниманием к орнаменту – примером служит «Женский портрет» неизвестного художника.
Кризис салонного академического искусства в середине столетия обусловил появление нового, реалистического направления в искусстве. Его развитие связывается с образованием Товарищества художественных передвижных выставок (1871). Развитие портретного жанра в искусстве последней трети XIX в. демонстрируют произведения Г.Г. Мясоедова (1834-1911), В.Е. Маковского (1846-1920), И.Е. Репина (1844 -1930).
В пейзажном искусстве последней трети XIX в. преобладают лирические мотивы. К образам русской природы обращаются С.И. Васильковский (1854-1917), И.Е. Крачковский (1854-1914). Выдающуюся роль в развитии отечественного пейзажа сыграл В.Д. Поленов (1844-1927), мастер пленэрной живописи. Любовь к ярким краскам родной природы отличает «Осенний пейзаж», который был написан в усадьбе художника в имении Бёхово.
Работа видного «передвижника» Н.Н. Ге (1831-1894) «На месте погребения Христа» относится к позднему периоду творчества художника, когда в его произведениях стали преобладать евангельские сюжеты (1870-е гг.).
В январе 2022 года отмечается 190 лет со дня рождения талантливого пейзажиста И.И. Шишкина (1832-1898). «Верстовой столб в развитии русского пейзажа», И.И. Шишкин создал в своих произведениях «идеальный» образ русской природы. Пейзажи «Дорога в лесу», «На острове Валаам», серия графических произведений отличаются уверенным рисунком и утонченным колоритом.
На рубеже XIX-XX вв. создает портретную серию О.Э. Браз (1873-1936), один из представителей художественного объединения «Мир Искусства». Кисти Н.С. Матвеева (1855-1939) принадлежит «Портрет жены» - один из самых поэтичных образов в нашем собрании. «Портрет жены» был передан в Симферопольскую картинную галерею в 1960 году по завещанию дочери художника Матвеевой И.Н.
Образ родного края раскрывается в работе К.Ф. Юона (1875-1958) «У берега (Река Псковá)» (1904), в серии пейзажей А.А. Рылова (1870-1939). Пейзаж «У старой мельницы» С.Ю. Жуковского (1873-1944) написан в импрессионистическом ключе. Деревенский мотив появляется и в работе Л.В. Туржанского (1875-1945).
К кругу мастеров «Мира искусства» принадлежит Л.С. Бакст (1866-1924), автор «Женского портрета» (1906), известный живописец, театральный художник и иллюстратор. Работа «первого русского импрессиониста» К.А. Коровина (1861-1939) «Городской пейзаж» (1906) относится к знаменитому парижскому циклу и представляет этюд к полотну «Бульвар Капуцинок».