Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (22)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

"Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской"

«Когда в юности видела падающую звезду, я всегда говорила: «Хочу быть хорошим художником». Других желаний не загадывала».
Т.Н. Яблонская

Ровесница Октябрьской революции, Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в семье учителей. В доме Яблонских всегда царила творческая атмосфера, дети много читали, интересовались историей.
Начальным периодом творчества Татьяны Яблонской стали годы обучения в Киевском художественном институте (1935-1941). Именно тогда, наряду с овладением профессиональными навыками, формируются собственные воззрения художницы. Под влиянием художественного руководителя Ф. Кричевского, тяготевшего к монументальной живописной форме, проявляются и первые своеобразные черты ее живописи. Притягательную силу для молодого автора имели и произведения В. Сурикова. Принципам их глубокого тонального колорита художница следовала и в дальнейшем.
К студенческим годам относится и начало увлечения живописью импрессионистов. От их искусства — внимание к пленэру, чистоте звучания цвета, его воздушности, интерес к выразительности живописного материала.

Война прервала творческое развитие художницы. Поэтому по возвращении из эвакуации в освобожденный Киев в 1944 г. Татьяны Яблонская начинает с восстановления тех живописных основ, которым была привержена ранее. Она пишет автопортреты, работает над эскпрессивной композицией «Враг приближается».
Широкое общественное признание получили произведения Татьяны Яблонской второй половины 1940-х годов: «Перед стартом», «Хлеб», «В парке». Непринужденность и теплота чувств определяют настроение этих работ. Натурная достоверность, тщательная разработанность сюжетной канвы придавали образу масштабный характер, это особенно проявилось в полотне 1949 года «Хлеб»: «Работая над картиной «Хлеб», я больше всего старалась передать восторг от самой жизни, передать правду жизни. Я работала с огромным вдохновением и никогда от этого не откажусь».

В начале 50-х гг. художница пишет большие полотна «Весна», «На Днепре», «Ранней весной». В этот период были написаны работы, отличающиеся лиризмом и живописной красотой: «На окне весна», «Дома за книгой», «Над Днепром».
Работая над картиной «На стройке (Строители. Молодежь)» 1957 г., Яблонская была вдохновлена трудовым порывом молодых строителей, возрождающих в послевоенные годы родной Киев, она стремилась избежать схематичности в решении этой темы. Картина стала украшением коллекции Симферопольского художественного музея.

Рубеж 1950-х -1960-х годов стал временем поиска большого стиля, новых средств выразительности. Искания Татьяны Яблонской проходили в области декоративно-монументального искусства, отличаясь ярким своеобразием его наполнения. Художница отправляется в поездки в Армению и Закарпатье; возвращается к урокам Ф. Кричевского, принципы монументальной композиции которого присутствуют в холсте «Праздничный вечер». Художница стремилась передать устойчивые, непреходящие черты народного образа: «Молодая мать», «Вдовы», «Жизнь». Все это очень близко мировосприятию, нравственности и пластике народного искусства.

Произведения конца 1960- начала 1970-х годов - «Юность», «Безымянные высоты», «Вечер. Старая Флоренция» - поднимают серьезные философские темы, в них появляется ассоциативный подтекст, созвучный основным веяниям советского искусства этого периода. В полотне «Лен» 1978 г. важная роль отводится художественно-традиционным моментам, характерным для искусства итальянского Возрождения, русских художников А. Венецианова, З. Серебряковой. Это произведение, как и пейзажные этюды, знаменует наступление следующего творческого периода, начавшегося с середины 1970-х годов.

Татьяна Ниловна вспоминала: «Поездка в Италию в 1972 году опять перевернула мое сознание. Искусство раннего итальянского Возрождения поразило меня своей высочайшей духовностью и искренностью».
Художница возвращается к тональной живописи, вновь открывает для себя цветовую и световую вибрацию, активную фактуру. В пейзажах, созданных в Италии, под впечатлением от поездок в Испанию («Понте-Веккьо», «Рим. Марк Аврелий» и др.) трепетность настроения, красота колорита подчеркнуты уравновешенностью композиции.

В 1980-е годы Татьяна Яблонская отдает предпочтение таким жанрам, как пейзаж, натюрморт. Ее палитра высветляется, переходы цвета становятся еще более нюансированными. В этюдах «Апрельское солнце», «Жемчужный день» льющийся свет создает легкую, прозрачную поверхность живописи. В этот же период художница создала цикл портретов, за которые получила медаль Академии художеств СССР (1987).

В 1991 году Татьяна Яблонская перенесла инфаркт. Из-за болезни она лишилась возможности ходить с этюдником на дальние расстояния и стала писать интерьеры и виды из окна своей квартиры, а летом — окрестности домика в Седневе.
В 1999 году у Татьяны Ниловны отказала правая рука, но волевая художница научилась рисовать левой. Это было равнозначно второму рождению, ведь жизни без рисования она не представляла. Холсты и пастели Татьяны Яблонской последних лет стали художественными откровениями, а последние прижизненные выставки — яркими событиями в современной культуре.

Александра Кугушева, зав. экспозиционным отделом

Использованная литература:
Татьяна Ниловна Яблонская: Каталог выставки произведений народного художника СССР Татьяны Ниловны Яблонской. - К., 1987.
Великие художники. Ч. 113. Татьяна Яблонская. - К., 2003.
Попова Л.И., Цельтнер В.П. Т.Н. Яблонская. - М.: Советский художник, 1968.
Курильцева В. Татьяна Ниловна Яблонская. - М.: Советский художник, 1959.

"Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской""Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской""Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской""Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской""Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской""Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской"