«Когда в юности видела падающую звезду, я всегда говорила: «Хочу быть хорошим художником». Других желаний не загадывала».
Т.Н. Яблонская
Ровесница Октябрьской революции, Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в семье учителей. В доме Яблонских всегда царила творческая атмосфера, дети много читали, интересовались историей.
Начальным периодом творчества Татьяны Яблонской стали годы обучения в Киевском художественном институте (1935-1941). Именно тогда, наряду с овладением профессиональными навыками, формируются собственные воззрения художницы. Под влиянием художественного руководителя Ф. Кричевского, тяготевшего к монументальной живописной форме, проявляются и первые своеобразные черты ее живописи. Притягательную силу для молодого автора имели и произведения В. Сурикова. Принципам их глубокого тонального колорита художница следовала и в дальнейшем.
К студенческим годам относится и начало увлечения живописью импрессионистов. От их искусства — внимание к пленэру, чистоте звучания цвета, его воздушности, интерес к выразительности живописного материала.
Война прервала творческое развитие художницы. Поэтому по возвращении из эвакуации в освобожденный Киев в 1944 г. Татьяны Яблонская начинает с восстановления тех живописных основ, которым была привержена ранее. Она пишет автопортреты, работает над эскпрессивной композицией «Враг приближается».
Широкое общественное признание получили произведения Татьяны Яблонской второй половины 1940-х годов: «Перед стартом», «Хлеб», «В парке». Непринужденность и теплота чувств определяют настроение этих работ. Натурная достоверность, тщательная разработанность сюжетной канвы придавали образу масштабный характер, это особенно проявилось в полотне 1949 года «Хлеб»: «Работая над картиной «Хлеб», я больше всего старалась передать восторг от самой жизни, передать правду жизни. Я работала с огромным вдохновением и никогда от этого не откажусь».
В начале 50-х гг. художница пишет большие полотна «Весна», «На Днепре», «Ранней весной». В этот период были написаны работы, отличающиеся лиризмом и живописной красотой: «На окне весна», «Дома за книгой», «Над Днепром».
Работая над картиной «На стройке (Строители. Молодежь)» 1957 г., Яблонская была вдохновлена трудовым порывом молодых строителей, возрождающих в послевоенные годы родной Киев, она стремилась избежать схематичности в решении этой темы. Картина стала украшением коллекции Симферопольского художественного музея.
Рубеж 1950-х -1960-х годов стал временем поиска большого стиля, новых средств выразительности. Искания Татьяны Яблонской проходили в области декоративно-монументального искусства, отличаясь ярким своеобразием его наполнения. Художница отправляется в поездки в Армению и Закарпатье; возвращается к урокам Ф. Кричевского, принципы монументальной композиции которого присутствуют в холсте «Праздничный вечер». Художница стремилась передать устойчивые, непреходящие черты народного образа: «Молодая мать», «Вдовы», «Жизнь». Все это очень близко мировосприятию, нравственности и пластике народного искусства.
Произведения конца 1960- начала 1970-х годов - «Юность», «Безымянные высоты», «Вечер. Старая Флоренция» - поднимают серьезные философские темы, в них появляется ассоциативный подтекст, созвучный основным веяниям советского искусства этого периода. В полотне «Лен» 1978 г. важная роль отводится художественно-традиционным моментам, характерным для искусства итальянского Возрождения, русских художников А. Венецианова, З. Серебряковой. Это произведение, как и пейзажные этюды, знаменует наступление следующего творческого периода, начавшегося с середины 1970-х годов.
Татьяна Ниловна вспоминала: «Поездка в Италию в 1972 году опять перевернула мое сознание. Искусство раннего итальянского Возрождения поразило меня своей высочайшей духовностью и искренностью».
Художница возвращается к тональной живописи, вновь открывает для себя цветовую и световую вибрацию, активную фактуру. В пейзажах, созданных в Италии, под впечатлением от поездок в Испанию («Понте-Веккьо», «Рим. Марк Аврелий» и др.) трепетность настроения, красота колорита подчеркнуты уравновешенностью композиции.
В 1980-е годы Татьяна Яблонская отдает предпочтение таким жанрам, как пейзаж, натюрморт. Ее палитра высветляется, переходы цвета становятся еще более нюансированными. В этюдах «Апрельское солнце», «Жемчужный день» льющийся свет создает легкую, прозрачную поверхность живописи. В этот же период художница создала цикл портретов, за которые получила медаль Академии художеств СССР (1987).
В 1991 году Татьяна Яблонская перенесла инфаркт. Из-за болезни она лишилась возможности ходить с этюдником на дальние расстояния и стала писать интерьеры и виды из окна своей квартиры, а летом — окрестности домика в Седневе.
В 1999 году у Татьяны Ниловны отказала правая рука, но волевая художница научилась рисовать левой. Это было равнозначно второму рождению, ведь жизни без рисования она не представляла. Холсты и пастели Татьяны Яблонской последних лет стали художественными откровениями, а последние прижизненные выставки — яркими событиями в современной культуре.
Александра Кугушева, зав. экспозиционным отделом
Использованная литература:
Татьяна Ниловна Яблонская: Каталог выставки произведений народного художника СССР Татьяны Ниловны Яблонской. - К., 1987.
Великие художники. Ч. 113. Татьяна Яблонская. - К., 2003.
Попова Л.И., Цельтнер В.П. Т.Н. Яблонская. - М.: Советский художник, 1968.
Курильцева В. Татьяна Ниловна Яблонская. - М.: Советский художник, 1959.