24 ноября исполняется 285 лет со дня рождения полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800).
В коллекции музея представлена графическая работа М.М. Казаса «Суворов с войском (Серия «Отечественная война 1812 г.). Бумага, темпера. Русские солдаты лейб-гвардии Семеновского полка в зеленых мундирах изображены в стремительном броске, бегущими справа налево за скачущим на коне полководцем. Суворов на сером коне, в простом солдатском мундире, обращается к ним с воодушевлением. (Работу до 20 декабря можно увидеть на выставке "Ожившая поэзия и проза" в выставочных залах музея).
Полководческий гений Суворова отражен в чеканной формулировке: «не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля». Граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799). Генералиссимус (1799), великий русский полководец и военный теоретик, он прославился среди современников не только своими победами, но и своей неординарностью или, как тогда говорили, - чудачествами. Для нас же, потомков, уроки Суворова - это весь его боевой путь, от Берлина и Варшавы до Измаила и Очакова, от Волги и до Альп.
Поступив на военную службу в 17 лет, Суворов отличается уже во время Семилетней войны, в особенности у Кунерсдорфа. Затем он участвует в первой русско-турецкой войне и в подавлении восстания Пугачева. В ходе второй русско-турецкой войны, уже в чине генерала, он одерживает блестящие победы при Кинбурне в 1787 году и под Очаковом в 1788 году, где наголову разбивает турецкую армию. Во время Бессарабской кампании он берет приступом сильнейшую турецкую крепость Измаил (март 1790). В 1794 он послан на подавление польского восстания. Победив Костюшко при Мациевицах и истребив население Праги, он принимает капитуляцию Варшавы 24 октября (3 ноября).
«Обстановка игры, распространявшаяся вокруг Суворова, затягивала в себя и других. Таков, например, эпизод, рассказанный кн. Н. С. Голицыным в старости. В бытность пажем, он служил за столом на ужине Екатерины II в последний день поста, в сочельник. Приглашены были Потемкин и Суворов. Сидя за праздничным столом, Суворов демонстративно ни к чему не прикасался. «Заметив это, Екатерина спрашивает его о причине. «Он у нас, Матушка-Государыня, великий постник, — отвечает за Суворова Потемкин, — ведь сегодня сочельник: он до звезды есть не будет». Императрица, подозвав пажа, пошептала ему что-то на ухо; паж уходит и чрез минуту возвращается с небольшим футляром, а в нем находилась бриллиантовая орденская звезда, которую Императрица вручила Суворову, прибавя, что теперь уже он может разделить с нею трапезу. Этот паж был князь Александр Николаевич [Голицын]», то есть сам мемуарист [Загробные записки кн. Н. С. Голицына из Сказаний деда его кн. А.Н. Голицына. СПб., 1859. С.19]. В другой записи этих же воспоминаний указываются произнесенные при этом слова императрицы: «Ваша звезда взошла, фельдмаршал». Эпизод запечатлевает двойной розыгрыш: Суворов, который далеко не всегда был такой «строгий постник», демонстративно в присутствии Потемкина, известного ненавистью к любым запретам и безудержностью своих порывов, демонстрирует строгое соблюдение обрядов, а Екатерина II использует игру слов, чтобы выступить в амплуа милостивой государыни. // Ю.М. Лотман. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века).
Будучи любимым полководцем Екатерины II, Суворов впадает в немилость после вступления на престол Павла I, но в 1799 году его вновь призывают на службу и посылают в Италию, где он одерживает ряд побед, менее чем за пять месяцев изгнав французов из Северной Италии. Пробиваясь через Альпы на помощь Римскому-Корсакову, еле сдерживающему натиск Массены под Цюрихом, он прибывает слишком поздно и вынужден отступить. Вскоре его вместе с русской армией отзывают в Россию, где он умирает 18 мая 1800 года.
«Павел принял меры к тому, чтобы изгнать из армии «дух Суворова». Военные части не сопровождали гроб фельдмаршала — император погнал их на парад. Но это только увеличило авторитет скончавшегося полководца.
Державин посвятил смерти Суворова два стихотворения: «Снигирь» — предназначавшееся для печати — и, оставшееся в рукописях, «Восторжествовал — и усмехнулся…».
«Снигирь» — стихотворение, которое неожиданностью своего поэтического языка должно было подчеркнуть основную мысль: неожиданность, нестабильность, непредсказуемость личности Суворова. Демонстративен отказ от оды или торжественного панегирика покойному. В стихотворении выделено противоречие между величием и обыденным, но острота именно в том, что обыденное и оказывается подлинно величественным:
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя
Спать на соломе, бдеть до зари.
Особенно горько звучал стих: «скиптры давая, зваться рабом». Однако более прямо свои чувства по этому поводу Державин выразил в незаконченном и в не предназначавшемся для печати, менее художественно значимом, чем гениальный «Снигирь», но и более прямо выражающем мысль поэта стихотворении
«Восторжествовал — и усмехнулся…»:
Восторжествовал — и усмехнулся
Внутри души своей тиран,
Что гром его не промахнулся,
Что им удар последний дан
Непобедимому герою,
Который в тысящи боях
Боролся твердой с ним душою
И презирал угрозы страх.
Державин воспринял происшедшее сквозь призму идей XVIII века:как столкновение героя и деспота». // Ю.М. Лотман. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века).