Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда СХМ Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 185-летию И.Н. Крамского
8 июня исполняется 185 лет со дня

Архив новостей

Июнь 2022 (31)
Май 2022 (24)
Апрель 2022 (35)
Март 2022 (30)
Февраль 2022 (31)
Январь 2022 (23)

Пушкинский след в резцовой гравюре XVIII-XIX вв.

Пушкинский след в резцовой гравюре XVIII-XIX вв.

6 июня 2014 года исполняется 215 лет со дня рождения великого русского поэта, писателя и драматурга Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837).

Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка.

Литературное творчество А.С. Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. Александра Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка.

В коллекции резцовой гравюры XVIII-XIX вв. Симферопольского художественного музея особое место занимают портреты государственных деятелей, поэтов и художников, чьи биографии и творчество непосредственно связаны с именем А.С. Пушкина.

Пушкинский след в резцовой гравюре XVIII-XIX вв.

Резцу Ивана Петровича Пожалостина (1837-1909) принадлежит портрет поэта Гавриила Романовича Державина.
Портрет был вырезан с оригинала В.Л. Боровиковского, в 1866 году. Известный поэт екатерининской поры, автор торжественной оды «Фелица», посвященной императрице, Державин являлся для Пушкина и его современников непререкаемым авторитетом в области русской словесности.

На публичном экзамене в Царскосельском лицее в январе 1815 года 15-летний Пушкин продекламировал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…»):

…О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

Державин был в экзаменационной комиссии, и поэтому на экзамене по русской словесности многие лицеисты читали, разбирали и хвалили его стихотворения.
Старик внимательно и с удовольствием слушал. Затем вышел Пушкин. Позднее сам он вспоминал:
Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…
Не помню, как я закончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении;… хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»
«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».

Уже на современников сцена, когда патриарх литературы (Державин умер через год) благословил 15-летнего лицеиста в свои преемники, произвела большое впечатление. В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века.
Одобрение Державина оказало огромное влияние и на самого Пушкина. Он неоднократно возвращался к нему в своих произведениях, а во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина» сказал свое знаменитое:

Старик Державин нас заметил,
И, в гроб сходя, благословил.

***
Пушкинский след в резцовой гравюре XVIII-XIX вв.

Портрет государственного деятеля и писателя Александра Семеновича Шишкова (1754-1841) был вырезан в 1832 году Николаем Ивановичем Уткиным (1780-1863) по оригиналу Дж. Доу. Эта гравюра была выполнена для книги «Трехязычный морской словарь на английском, французском и русском...» А.Шишикова. Спб., 1832, а также для книги: Шишков А.С. «Полное собрание сочинений и переводов.» Ч. 1. Спб., 1832.
Шишков стал известен как министр народного просвещения, и, в первую очередь, один из инициаторов цензурного устава 1826 года. Возглавив борьбу с сентиментализмом, он подчёркивал значение фольклора, церковных книг, «Слова о полку Игореве», написал оригинальную работу о поэтике русского фольклора («Разговоры о словесности», 1811). Впрочем, не все современники благосклонно относились к этим инициативам:

[На A. С. Шишкова]

Шишков не даром корнеслов;
Теорию в себе он с практикою вяжет:
Писатель, вкусу _шиш_ он кажет,
А логике он строит _ков_. [Аноним]
Угрюмых тройка есть певцов -
Шихматов, Шаховской, Шишков,
Уму есть тройка супостатов -
Шишков наш, Шаховской, Шихматов.
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской!

А.С. Пушкин. 8 декабря 1815

***
Пушкинский след в резцовой гравюре XVIII-XIX вв.

Благодаря трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» 1831 года получила широкое распространение версия об убийстве царевича Дмитрия по приказу Годунова.

Несмотря на эту легенду и общее недоброжелательное отношение Романовых к Годунову, лист с его портретом появляется в сборнике немецкого гравера Иоганна Штенглина (1710-1776), созданного по заказу Елизаветы Петровны в 1742-1745 годах (в серии «Сюита царских портретов» 1742-1745 годов).

В сцене «Царские палаты» царь Борис Годунов, после того как узнает, что в Литве объявился самозванец, произносит слова, ставшие крылатыми:

Кто на меня? Пустое имя, тень
— Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
На призрак сей подуй — и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего...
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

Любопытно, что эта серия предназначалась для широкого круга читателей в Европе, поскольку в картуше надпись на русском дублируется надписью на латыни:

Борисъ Θеодоровичъ Годуновъ Царь и Самодержецъ Всероссϊискϊй.
Boris Feodorowicz Godunow Tzaar et Autocrator totius Russiae.