Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Декабрь 2024 (2)
Ноябрь 2024 (31)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)

К 150-летию Игоря Грабаря

К 150-летию Игоря Грабаря


25 марта 1871 года родился Игорь Эммануилович Грабарь (ум. 1960), художник и реставратор, организатор Общества по охране памятников старины, директор Третьяковской галереи.

Живописец Игорь Эммануилович Грабарь (ум. 1960), ученик И.Е. Репина, участник творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», искусствовед и реставратор, организатор Общества по охране памятников старины, директор Третьяковской галереи, был ключевой фигурой отечественной художественной жизни. В 1918 г. он явился инициатором создания Центральных реставрационных мастерских в Москве, которыми руководил до 1930 г. В начале 1943 года И.Э. Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Не менее известен И.Э. Грабарь и своими художественными произведениями.

«...Высшее искусство есть искусство портрета, ...задача пейзажного этюда, как бы она не была пленительна, - пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!» - писал И.Э. Грабарь.

К 150-летию Игоря Грабаря


К 150-летию Игоря ГрабаряК 150-летию Игоря Грабаря

В коллекции СХМ хранится произведение И.Э. Грабаря «В Крыму (Портрет В. М. Грабарь, жены художника)» (холст, масло). Авторская подпись в левом нижнем углу свидетельствует, что портрет был написан в поселке Магарач близ Ялты (сегодня – Отрадное) в августе-сентябре 1927 г. Сверкающие краски, блики солнца передают ощущение жаркого полдня и свежести древесной тени. На столе, покрытом белой скатертью искусно расположены серебряный кофейник, чайная посуда, тарелки с виноградом, персиком и лимоном.

На портрете изображена Валентина Михайловна Грабарь (1892 - 1959), супруга художника.
В книге «Моя жизнь. Автомонография» 1937 года И.Э. Грабарь подробно описывает события, сопутствующие созданию картины:

«...В июле моя семья уехала в Крым; я последовал за нею в начале августа. Мы поселились на даче И. Т. Сливы, в Магараче, между Ялтой и Никитским садом, в чудесной местности, с дивным видом на панораму Ялты и Ай-Петри, особенно прекрасным в лунную ночь. Несколько раз пробовал писать её по впечатлениям, но она мне не давалась - выходило олеографично.
Я начал большой портрет жены, стоящей у чайного стола, покрытого скатертью, с серебряным кофейником, чайной посудой, тарелкой с персиками и виноградом на нем. Все это происходило в тени большого дуба, бросавшего на стол и фигуру густую тень, разреженную лишь солнечными пятнами. Картина была наполовину закончена, когда в ночь началось землетрясение. Писание пришлось прекратить. Когда толчки несколько смягчились, я начал продолжать портрет к ужасу жены, которая всё ещё не могла придти в себя от пережитого потрясения. Он однако не давался: позировать надо было с улыбкой, а какая уж улыбка, когда толчки все время продолжались».

Видео в рубрике «История одной картины»: «В Крыму (Портрет жены художника)». 1927



К 150-летию Игоря Грабаря


В 1930 году И.Э. Грабарь пишет «Весенний пейзаж (Цветущий уголок Москвы)». Залитый солнцем пейзаж утопает в зелени, на фоне изумрудной травы и листьев деревьев горят самоцветами белоснежные лепестки цветущей яблони, желтая россыпь одуванчиков и аметистовые соцветия сирени.
В 2020 году «Весенний пейзаж» вошел в виртуальную выставку «Пейзажи Москвы»

Библиография:
Грабарь И. Э. Выставка, посвященная художественной, научной и общественной деятельности. Каталог. М. 1971. Фотография художника во время работы над этой картиной;
Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л.: Искусство. 1937. С. 300 - 301.