25 марта 1871 года родился Игорь Эммануилович Грабарь (ум. 1960), художник и реставратор, организатор Общества по охране памятников старины, директор Третьяковской галереи.
Живописец Игорь Эммануилович Грабарь (ум. 1960), ученик И.Е. Репина, участник творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», искусствовед и реставратор, организатор Общества по охране памятников старины, директор Третьяковской галереи, был ключевой фигурой отечественной художественной жизни. В 1918 г. он явился инициатором создания Центральных реставрационных мастерских в Москве, которыми руководил до 1930 г. В начале 1943 года И.Э. Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Не менее известен И.Э. Грабарь и своими художественными произведениями.
«...Высшее искусство есть искусство портрета, ...задача пейзажного этюда, как бы она не была пленительна, - пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!» - писал И.Э. Грабарь.
В коллекции СХМ хранится произведение И.Э. Грабаря «В Крыму (Портрет В. М. Грабарь, жены художника)» (холст, масло). Авторская подпись в левом нижнем углу свидетельствует, что портрет был написан в поселке Магарач близ Ялты (сегодня – Отрадное) в августе-сентябре 1927 г. Сверкающие краски, блики солнца передают ощущение жаркого полдня и свежести древесной тени. На столе, покрытом белой скатертью искусно расположены серебряный кофейник, чайная посуда, тарелки с виноградом, персиком и лимоном.
На портрете изображена Валентина Михайловна Грабарь (1892 - 1959), супруга художника. В книге «Моя жизнь. Автомонография» 1937 года И.Э. Грабарь подробно описывает события, сопутствующие созданию картины:
«...В июле моя семья уехала в Крым; я последовал за нею в начале августа. Мы поселились на даче И. Т. Сливы, в Магараче, между Ялтой и Никитским садом, в чудесной местности, с дивным видом на панораму Ялты и Ай-Петри, особенно прекрасным в лунную ночь. Несколько раз пробовал писать её по впечатлениям, но она мне не давалась - выходило олеографично. Я начал большой портрет жены, стоящей у чайного стола, покрытого скатертью, с серебряным кофейником, чайной посудой, тарелкой с персиками и виноградом на нем. Все это происходило в тени большого дуба, бросавшего на стол и фигуру густую тень, разреженную лишь солнечными пятнами. Картина была наполовину закончена, когда в ночь началось землетрясение. Писание пришлось прекратить. Когда толчки несколько смягчились, я начал продолжать портрет к ужасу жены, которая всё ещё не могла придти в себя от пережитого потрясения. Он однако не давался: позировать надо было с улыбкой, а какая уж улыбка, когда толчки все время продолжались».
В 1930 году И.Э. Грабарь пишет «Весенний пейзаж (Цветущий уголок Москвы)». Залитый солнцем пейзаж утопает в зелени, на фоне изумрудной травы и листьев деревьев горят самоцветами белоснежные лепестки цветущей яблони, желтая россыпь одуванчиков и аметистовые соцветия сирени. В 2020 году «Весенний пейзаж» вошел в виртуальную выставку «Пейзажи Москвы»
Библиография: Грабарь И. Э. Выставка, посвященная художественной, научной и общественной деятельности. Каталог. М. 1971. Фотография художника во время работы над этой картиной; Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л.: Искусство. 1937. С. 300 - 301.