Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

Качалов Г.А. Вид Невского проспекта от дворца Строганова в сторону Литейного проспекта. 1753 г.

Качалов Г.А. Вид Невского проспекта от дворца Строганова в сторону Литейного проспекта. 1753 г.


В рамках празднования 400-летнего юбилея царствования императорского дома Романовых в Симферопольском художественном музее проходит выставка «Эпоха Романовых в графическом искусстве». Из музейной коллекции представлены работы в технике резцовой гравюры, офорта и литографии.
Техника резцовой гравюры восходит своими корнями к Средним векам, когда она служила для создания игральных карт, первых печатных листов с изображением библейских сцен и католических святых. Позднее этот тип гравюры стал незаменимой частью научных и художественных изданий альбомного типа.
Один из старейших видов Петербурга сохранил для нас лист гравера Григория Аникеевича Качалова (1711/12-1761). «Вид Невского проспекта от дворца Строганова в сторону Литейного проспекта» (он же «Вид Невского проспекта от р. Мойки») относится к серии крупноформатных гравюр из альбома «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов, изданных трудами Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге» (СПб., 1753 г.).
На гравюре изображен Невский проспект – главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры, у Зеленого моста (на реке Мойке).


Альбом по оригиналам М.И.Исакова (1716-1770) к 50-летию Санкт Петербурга выполнила группа граверов под руководством Ивана Алексеевича Соколова (1717-1759), руководителя гравировальной палаты Академии Наук.
Ранее, в 1741 году, И.А. Соколов и Г.А. Качалов гравировали таблицы альбома «Палаты Академии наук», в частности фасады академических зданий. В великолепном образце русского гравирования, альбоме «Обстоятельное описание коронования императрицы Елизаветы Петровны» (1744) вместе с ними принимали участие их молодые ученики.

Подписи свидетельствуют о непростом пути от рисунка к гравюре:
«Подсмотр. Г. Валериани. Снимал подмастерье Михайла Махаевъ. Грав. мастер Григорий Качалов.
Проспект Невской Перспективой Дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку
Vue d’une partie de la Ville de St. Petersbourg en regardant de la Porte Triomphale de l’Amiraute vers l’orient».


Русские и французские названия разделены гербом Петербурга, представляющим перекрестье двух якорей – двулапого со штоком и четырехлапого с жезлом в обрамлении изящной рокайльной виньетки.