В рамках празднования 400-летнего юбилея царствования императорского дома Романовых в Симферопольском художественном музее проходит выставка «Эпоха Романовых в графическом искусстве». Из музейной коллекции представлены работы в технике резцовой гравюры, офорта и литографии.
Техника резцовой гравюры восходит своими корнями к Средним векам, когда она служила для создания игральных карт, первых печатных листов с изображением библейских сцен и католических святых. Позднее этот тип гравюры стал незаменимой частью научных и художественных изданий альбомного типа.
Один из старейших видов Петербурга сохранил для нас лист гравера
Григория Аникеевича Качалова (1711/12-1761). «Вид Невского проспекта от дворца Строганова в сторону Литейного проспекта» (он же «Вид Невского проспекта от р. Мойки») относится к серии крупноформатных гравюр из альбома «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов, изданных трудами Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге» (СПб., 1753 г.).
На гравюре изображен Невский проспект – главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры, у Зеленого моста (на реке Мойке).
Альбом по оригиналам М.И.Исакова (1716-1770) к 50-летию Санкт Петербурга выполнила группа граверов под руководством Ивана Алексеевича Соколова (1717-1759), руководителя гравировальной палаты Академии Наук.
Ранее, в 1741 году, И.А. Соколов и Г.А. Качалов гравировали таблицы альбома «Палаты Академии наук», в частности фасады академических зданий. В великолепном образце русского гравирования, альбоме «Обстоятельное описание коронования императрицы Елизаветы Петровны» (1744) вместе с ними принимали участие их молодые ученики.
Подписи свидетельствуют о непростом пути от рисунка к гравюре:
«Подсмотр. Г. Валериани. Снимал подмастерье Михайла Махаевъ. Грав. мастер Григорий Качалов.
Проспект Невской Перспективой Дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку
Vue d’une partie de la Ville de St. Petersbourg en regardant de la Porte Triomphale de l’Amiraute vers l’orient».Русские и французские названия разделены гербом Петербурга, представляющим перекрестье двух якорей – двулапого со штоком и четырехлапого с жезлом в обрамлении изящной рокайльной виньетки.