Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (23)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

Ко дню рождения Н.Д. Кузнецова

Ко дню рождения Н.Д. Кузнецова14 декабря 1850 г. родился Николай Дмитриевич Кузнецов, русский и украинский портретный и жанровый живописец, действительный член, академик, профессор Императорской Академии художеств. Активный передвижник, один из основателей Товарищества южнорусских художников, он сыграл значительную роль в развитии украинского реалистического искусства второй половины XIX — начала ХХ века.

Н. Д. Кузнецов (1850-1929) родился в богатой помещичьей семье в селе Степановцы Херсонской губернии. Образование получил в одной из одесских гимназий. Обнаружив способности к рисованию, брал уроки у преподавателя Одесской рисовальной школы Ф. Д. Мальмана. В Петербургской академии художеств, куда он поступает в 1876 году, его учителем был известный художник-педагог П. П. Чистяков.
Знакомство с И. Н. Крамским, И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным оказало огромное влияние на формирование творческих и эстетических взглядов художника. Благодаря своей выразительной, фактурной внешности художник и сам был моделью для картин И. Е. Репина «Искушение Христа» (Сатана), «Николай Чудотворец останавливает казнь» (Палач), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (казак с повязкой на лбу). Работа в постоянном контакте с В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым, В. А. Серовым формировала и совершенствовала мастерство художника.

Период творческого становления художника был очень коротким. Природное дарование и мастерство позволили ему успешно решить сложные живописные задачи. К нему быстро пришли известность и популярность. Первое участие в IX выставке передвижников в 1881 году было чрезвычайно успешным, и все четыре представленные картины были приобретены П. М. Третьяковым для своей галереи. С этого времени художник становится непременным участником всех выставок передвижников.
Интерес к крестьянской теме, к жизни украинского народа постоянно находится в центре внимания художника. Совершенны, законченны, с точной передачей характера, красивы по живописи этюды к известной картине «На заработки». Деревня, где больше всего проводил время художник, давала ему щедрый материал. Его работы «В отпуску», «Полевые цветы», «В своем саду», «Усадьба», «Вечер на Украине» привлекают свежестью чувств, оптимистическим восприятием жизни. В этих картинах пейзаж тесно связан с жанром, и это становится их главной особенностью.

Ко дню рождения Н.Д. КузнецоваКо дню рождения Н.Д. Кузнецова



Как и большинство передвижников, Кузнецов считал своим долгом воплотить на холсте образы выдающихся людей своего времени. В портретах он стремится к раскрытию, внутреннего мира человека, к определению его социального значения, к многогранности психологической характеристики, легкости письма. Таковы портреты профессора Новороссийского университета В. Н. Лигина, коллекционеров А. П. Руссова и М. М. Толстого, великого актера Ф. И. Шаляпина, авиатора С. И. Уточкина и других.


Идейно-творческие связи Кузнецова с Товариществом передвижников определили его роль в украинском искусстве. Как зрелый мастер он рядом с К. Костанди, А. Розмарициным и другими представителями старшего поколения занял ведущее место в организованном в Одессе в 1890 году Товариществе южнорусских художников, которое сыграло важную роль в украинском искусстве конца XIX — начала XX века.
Ко дню рождения Н.Д. Кузнецова



К 1890 г. относится цикл портретов, написанных по заказу известного украинского мецената, сахарозаводчика Николая Артемьевича Терещенко. Н. Д. Кузнецов пишет его портрет, портрет супруги Пелагеи Егоровны Терещенко (встречается вариант отчества — Георгиевна) и сына Ивана Николаевича, некогда находившиеся в кабинете главы семейства.

Ко дню рождения Н.Д. КузнецоваКо дню рождения Н.Д. КузнецоваКо дню рождения Н.Д. Кузнецова


Ко дню рождения Н.Д. КузнецоваКо дню рождения Н.Д. Кузнецова


(слева — портрет из коллекции Алупкинского музея; справа — из собрания СХМ).

Портрет П. Г. Терещенко был воспроизведен несколько раз, с незначительным различием в размере холста. По имеющимся сведениям, оригинал хранится в Национальном художественном музее Украины (г. Киев) (х., м. 183х115,5). В постоянной экспозиции СХМ представлен аналогичный портрет (х., м. 182,5х116), поступивший в коллекцию в 1989 г. из Государственного музея украинского искусства. Также широко известно авторское повторение портрета П. Г. Терещенко в собрании Алупкинского дворца-музея (181,3х115,5), поступившее из Киевского музея украинского искусства в 1956 года (на этикетке Киевских государственных мастерских отмечен год создания 1890 г.).
В данный момент портрет П. Е. Терещенко экспонируется на выставке выпускников Императорской Академии художеств.
Семейство Терещенко было известно собирательством картин передвижников, конкурируя с Александром III и П. М. Третьяковым. Их наследие стало основой богатейших собраний четырех государственных музеев Киева: Музея Т. Г. Шевченко, Национального художественного музея, Музея Русского искусства, Музея Западного и восточного искусства.
Вклад семьи Терещенко-Ханенко измеряется и моральной поддержкой многих культурных начинаний. В 1902 г. в письме к Ивану Николовичу Н. Д. Кузнецов справедливо отмечал: «Вы делаетесь нашим Третьяковым. Для этого высокого дела именно такой серьёзный и образованный по‑европейски человек и нужен. Под Вашим крылом не один художественный талант может развиваться». В данном случае речь идёт о Киевской рисовальной школе, которую И. Н. Терещенко содержал в течение 25 лет (1875–1900). Именно здесь начинали свой путь Н. Пимоненко, С. Костенко, И. Селезнёв, А. Мурашко, М. Жук, П. Холодный и другие художники, ставшие классиками украинской живописи.

В 1895 году художник был приглашен в художественное училище Петербургской академии художеств возглавить мастерскую батальной живописи. Однако педагогическая деятельность его не увлекла и в 1897 году он возвращается в Одессу, целиком посвящает себя творчеству, активно участвует в выставках передвижников и Товарищества южнорусских художников. В 1900 году академия художеств присвоила ему звание академика.

Н. Д. Кузнецов пользовался огромной популярностью в Одессе, получая много заказов. Его мастерская была своеобразным центром, где бывали не только местные художники, но и И. Е. Репин, В. А. Серов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, П. К. Саксаганский и многие другие выдающиеся деятели русской культуры.
После Октябрьской революции, в 1920 г. Н. Д. Кузнецов с семьей переселяется в Югославию, г. Сараево, где живет и работает до самой смерти в 1929 году.


Литература
Кузнецов, Н.Д. (1987). Каталог выставки из собраний музеев СССР и частных коллекций

История одной картины: Н.Д. Кузнецов. «Портрет дочери, оперной певицы М.Н. Кузнецовой-Бенуа». 1912. - Запорожский художественный музей, 2008.
Амелина Л. Кто и как основал Национальный художественный музей Украины // «Антиквар» №77, Наследие семьи Терещенко. 2013.