Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (17)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

К 185-летию Константина Маковского

К 185-летию Константина Маковского
«Автопортрет», 1860 г.
Государственная Третьяковская галерея

2 июля исполняется 185 лет со дня рождения русского художника Константина Егоровича Маковского (1839–1915). Как и его младший брат, Владимир Егорович Маковский, К. Е. Маковский присоединился к Товариществу Художественных передвижных выставок.

К 185-летию Константина Маковского
«Селёдочница», 1867 г.
Государственный Русский музей

К 185-летию Константина Маковского
«Портрет графини С. И. Строгановой», 1864 г.
Государственная Третьяковская галерея

Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, – в свое время ученики Карла Брюллова. В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где в 1863 году, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.

К 185-летию Константина Маковского
Портрет К.П. Кауфмана. 1866
Симферопольский художественный музей

К раннему периоду творчества К. Е. Маковского относится портрет Константина Петровича Кауфмана (1818–1882), известного русского военного деятеля. Портрет интересен тем, что написан в 1866 году, поскольку в 1865 г. К. П. Кауфман был назначен генерал-губернатором Северо-Западного края и командующим войсками Виленского военного округа. Уже в июле 1867 г. он получил назначение на должность командующего войсками Туркестанского военного округа, где деятельность его, кроме многократных поражений, нанесенных бухарцам, хивинцам и кокандцам, ознаменовалась взятием Самарканда и покорением Хивы (1868–1873 гг.).

К 185-летию Константина Маковского
К 185-летию Константина Маковского

Значительные изменения в стиле К. Е. Маковского произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы [Пискун С. Владимир Маковский / Пискун С. // Смена. – 2004. – N 6. – С. 10–25].

В собрании музея хранится акварель К. Е. Маковского «Двор в Каире», созданная во время работы над полотном «Перенесение священного ковра в Каире» (1876, Государственный Русский музей). Посещая Марокко, Алжир, Египет, Судан, Абиссинию в 1872–1873 годах, художник создавал пейзажные этюды, жанровые сценки.

«В Каире вечный праздник, без стука колес по немощеным улицам несется разноцветная толпа, оглашая воздух разнообразными криками: то торговец выкрикивает название своего товара, то арабская свадьба с цимбалами и однострунными скрипками торжественно проходит по улицам, то слепой сказочник бьет в барабан, объявляя… начало нового рассказа» (из писем к брату Николаю).

На основе созданных этюдов в 1876 году в Париже Маковский исполнил большую многофигурную картину о жизни восточного города. Сюжетом картины послужила мусульманская традиция – перенесение в Мекку для покрытия главного святилища (Кааба) священной кисвы – ковра из черного шелка с письменами из Корана, вышитыми золотыми нитями.

Александра Кугушева