14 января исполняется 190 лет со дня рождения русского художника Петра Петровича Верещагина (1834–1886), академика пейзажной живописи.
П.П. Верещагин – брат художника Василия Петровича Верещагина (и однофамилец, но не родственник баталиста Василия Васильевича Верещагина).
Пётр Петрович Верещагин родился 14 января (по новому стилю – 26 января) 1834 года в Перми в семье иконописца Петра Прокопьевича Верещагина. Его дед, Прокопий Данилович Верещагин также был иконописцем. Учился живописи у отца, а после его смерти 1843 году – у деда по матери, живописца и иконописца Ивана Васильевича Бабина.
Вид набережной Невы около Академии художеств в летний день
Государственный Русский музей
Вид Баку с моря. 1872
Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
Государственный Русский музей
Вид Баку с моря. 1872
Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
По совету живописца Афанасия Ульяновича Орлова (1823 – после 1861) П.П. Верещагин поступил в Императорскую Академию художеств (1858). Большое влияние на его стиль оказали уроки Сократа Максимовича Воробьева (1817–1888), известного пейзажного живописца, который много лет прожил в Италии.
В 1861 году за этюд «На Волге» художник был удостоен малой серебряной медали, а в 1862 – большой серебряной медали за полотно «В Баку».
К видам Кавказа относится и «Горный пейзаж», представленный в собрании нашего музея (поступил из Третьяковской галереи). Острые гребни гор, их зеленые и заснеженные вершины образуют живописный фон ущелья, по которому течет, извиваясь, горная речушка. Старинная крепость над обрывом слева, стаффажные фигуры путников и одинокого всадника на первом плане, живая и сверкающая на солнце поверхность реки образуют причудливый контраст с величественным безмолвием гор.
Картина из собрания СХМ сходна с другой работой П.П. Верещагина «Вид на гору Караугом, Кавказ» (в частной коллекции). На обеих работах присутствует надпись «д. ГЛОЛА», что является отсылкой к деревне Глола (сегодня это село, которое находится на территории современной Грузии).
В 1865 году П.П. Верещагин окончил Академию художеств со званием классного художника третьей степени за картину «Вид в Нижнем Новгороде». Получил звание классного художника второй степени (1867) за картины «Вид Динабурга», «Рынок в Новгороде» и «Вид из окрестностей Люцины». Звание классного художника первой степени (1868) – за картины «Толкучий рынок в Москве» и «Вид Кремля». Звание академика пейзажной живописи (1873) – за картину «Вид Севастополя со стороны Малахова кургана» (1871).
Рынок в Нижнем Новгороде. 1860-е гг.
Нижегородский художественный музей
Москва. Вид на Кремль от Софийской набережной. 1879
Ярославский художественный музей, Ярославль
Вид Севастополя со стороны Малахова кургана. 1871
Государственный Русский музей
Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов присутствовал на театре военных действий на Балканах, позже создал несколько крупных панорам, из которых наиболее известна «Бомбардировка крепости Рущук». В 1870-е годы П.П. Верещагин создал обширную серию пейзажей Среднего Урала.