Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В разделе древнерусской живописи наиболее ранним произведением коллекции является икона «Рождество Христово» московского письма, датируемая XVI веком. К XVII веку относятся прекрасные образцы иконописи - «Рождество Богородицы», отличающееся полным иконографическим изводом и житийная икона «Иоанн Богослов на острове Патмос» строгановских мастерских.
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


Отечественное искусство XVIII века представлено обширной галереей портретов русских самодержцев и сановников. Собрание музея позволяет подчеркнуть особенности эпохи - блеск живописи иностранных мастеров и сложившуюся школу русской портретной живописи. Портрет императрицы Елизаветы Петровны представляет копию неизвестного автора с работы французского художника Луи Каравакка, живописная манера копииста хранит черты парсунной живописи. Из иностранных художников, работавших в России во второй половине XVIII века, в нашей коллекции представлены члены художественной династии Лампи. Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) – австрийский живописец, портретист, в 1792 году был приглашен в Петербург, где работал на протяжении пяти лет. В экспозиции представлен портрет графа П.В.Завадовского (копия работы И.Б.Лампи младшего).
Александр Рослен (1718-1793) – шведский художник, с 1750-х годов работавший во Франции. Рослен посетил Петербург в 1776-77 годах. Представленный портрет княгини Оболенской кисти Рослена, отличается большим вниманием к деталям и передаче материальности в изображении костюма.
В постоянной экспозиции произведения выдающегося живописца второй половины XVIII века Дмитрия Левицкого — портрет Александра Первого в детстве и приобретенный музеем в 1983 году портрет архитектора Н.А.Львова, ставший открытием неизвестной страницы в творчестве художника.
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


Искусство начала XIX века представлено творчеством Юзефа Олешкевича «Портрет Киселевой (урожденной Потоцкой)», современницы и светской знакомой А.С.Пушкина, портретами А.Г.Варнека, работами неизвестных мастеров. Дополняет экспозицию зала «Портрет художницы» О.А.Кипренского, написанный в 1825 году.
Характерным продолжением романтической традиции в искусстве России стало творчество И.К.Айвазовского (1817-1900) – первого русского мариниста, почетного члена Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции, Штутгарте, художника Главного морского штаба. В нашей экспозиции «Вечер на море» и «Морской вид с островом» работы мастера зрелого периода, демонстрирующие сияние красок и богатство визионерского мышления мариниста.
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


Из 8 экспозиционных залов музея наибольшей репрезентативностью отличается интерьер бального зала Офицерского собрания 51 пехотного Литовского полка. Его высота — 6,6 метров. Плафон декорирован рельефными розетками и символическими композициями. Стены ритмично акцентированы пилястрами коринфского ордера, картушами и нишами. По периметру стен проходят ленты орнаментального фриза. Зал обладает прекрасной акустикой и кроме обширной экспозиционной площади, стал музыкальным салоном музея.
В его экспозиции представлен ряд репрезентативных портретов государственных чиновников, военных и представителей русского дворянства середины - второй половины XIX века.
Пейзажи Н.Г.Чернецова «Паломники у стен Иерусалима», В. Худякова «Фиговое дерево», В.Д. Орловского «Вид на Ай-Петри», И.Н. Занковского «Горный пейзаж», И.Е. Крачковского «Миндаль в цвету» представляют линию видового академического пейзажа в русском искусстве второй половины XIX века.
Ярким примером исторического жанра Академии в экспозиции парадного зала является работа П.М.Шамшина (1811-1895) «Святое семейство». Петр Михайлович Шамшин - исторический и церковный живописец, участвовал в росписях Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве, преподавал в Академии, был последовательным сторонником академизма.

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В Зале графики Симферопольского художественного музея представлены работы целой плеяды мастеров XIX-XX веков. Ряд иностранных акварелистов, среди них женские портреты австрийского художника Ф.К Винтергальтера. Здесь крупнейшие отечественные художники — И.Н.Крамской, И.И. Шишкин, И.Е.Репин, М.А.Врубель, В.М.Васнецов, Б.М.Кустодиев, М.В.Нестеров, А.Н.Бенуа, К.Ф.Богаевский, М.А.Волошин.

Коллекция произведений XIX - начала XX века включает произведения крупнейших мастеров отечественного изобразительного искусства этого периода. XIX век в русском искусстве время сложения национальной школы живописи и возросшего интереса широкой публики к проблемам искусства.

Уникальный мастер своего времени А.Г. Венецианов одним из первых сформулировавший идеи верности натуре и национальной теме в искусстве России, автор портретов, пейзажей, картин бытового жанра из жизни крестьян. В нашей экспозиции представлен «Портрет девочки» Венецианова. В.А. Тропинин (1886-1857) портретист, большую часть жизни бывший крепостным графа И.М.Моркова. Тропинину позировали Александр Пушкин, Петр Булахов. В экспозиции СХМ представлен этюд к портрету купчихи Мазуриной-Корзинкиной, написанный Тропининым в 1849г.
Идея жанровой картины глубокого социального и психологического содержания воплощена в творчестве Павла Андреевича Федотова (1815-1952). Вариант одного из самых известных произведений мастера «Вдовушка» представлен в нашей экспозиции.
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


Тема быта современников от идиллического сюжета музицирующих приятелей в картине А.И.Корзухина «Отдых приказчиков» до остро социального, обличающего несправедливость и безжалостность «хозяев жизни» в картине П.Ф.Яковлева «Нет пощады» подчеркивает первостепенное место этой темы в круге проблем русского искусства середины-второй половины XIX века.
Программным это направление стало для одного из первых творческих объединений в русском искусстве - Товарищества передвижных художественных выставок, созданного в 1870 году, его участниками были и организаторы «бунта 14-ти» - бывшие студенты Академии художеств, отказавшиеся из идейных соображений следовать академической программе. Среди участников бунта и первых передвижников был К.В.Лемох автор картины «Без кормильца» (1888 г.) из собрания Симферопольского художественного музея.

Пейзажный жанр второй половины XIX века представлен в экспозиции работами А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина и других мастеров, чье творчество открыло новую традицию в отечественной пейзажной живописи, обратившись к натуре и изображению родной природы.
Творчество выдающегося пейзажиста А.И.Куинджи представлено в нашем собрании его центральным произведением «Ночь на Днепре» и рядом камерных работ, демонстрирующих авторское видение роли света в создании пейзажного образа. Так же в этот раздел включены работы одного из его учеников — А.А.Рылова, выпускника пейзажного класса А.И.Куинджи в Академии художеств.

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Искусство рубежа XIX-XX веков представляют работы членов объединения «Мир искусства» - А.Бенуа, Л.Бакста, а также родоначальника русского импрессионизма К.Коровина. Работа В.Борисова-Мусатова «Барышня и дама» представляет творчество художника периода его наивысшего расцвета и является одним из этюдов при подготовке картины «Водоем».

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА