Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (14)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В разделе древнерусской живописи наиболее ранним произведением коллекции является икона «Рождество Христово» московского письма, датируемая XVI веком. К XVII веку относятся прекрасные образцы иконописи - «Рождество Богородицы», отличающееся полным иконографическим изводом и житийная икона «Иоанн Богослов на острове Патмос» строгановских мастерских.
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


Отечественное искусство XVIII века представлено обширной галереей портретов русских самодержцев и сановников. Собрание музея позволяет подчеркнуть особенности эпохи - блеск живописи иностранных мастеров и сложившуюся школу русской портретной живописи. Портрет императрицы Елизаветы Петровны представляет копию неизвестного автора с работы французского художника Луи Каравакка, живописная манера копииста хранит черты парсунной живописи. Из иностранных художников, работавших в России во второй половине XVIII века, в нашей коллекции представлены члены художественной династии Лампи. Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) – австрийский живописец, портретист, в 1792 году был приглашен в Петербург, где работал на протяжении пяти лет. В экспозиции представлен портрет графа П.В.Завадовского (копия работы И.Б.Лампи младшего).
Александр Рослен (1718-1793) – шведский художник, с 1750-х годов работавший во Франции. Рослен посетил Петербург в 1776-77 годах. Представленный портрет княгини Оболенской кисти Рослена, отличается большим вниманием к деталям и передаче материальности в изображении костюма.
В постоянной экспозиции произведения выдающегося живописца второй половины XVIII века Дмитрия Левицкого — портрет Александра Первого в детстве и приобретенный музеем в 1983 году портрет архитектора Н.А.Львова, ставший открытием неизвестной страницы в творчестве художника.
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


Искусство начала XIX века представлено творчеством Юзефа Олешкевича «Портрет Киселевой (урожденной Потоцкой)», современницы и светской знакомой А.С.Пушкина, портретами А.Г.Варнека, работами неизвестных мастеров. Дополняет экспозицию зала «Портрет художницы» О.А.Кипренского, написанный в 1825 году.
Характерным продолжением романтической традиции в искусстве России стало творчество И.К.Айвазовского (1817-1900) – первого русского мариниста, почетного члена Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции, Штутгарте, художника Главного морского штаба. В нашей экспозиции «Вечер на море» и «Морской вид с островом» работы мастера зрелого периода, демонстрирующие сияние красок и богатство визионерского мышления мариниста.
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


Из 8 экспозиционных залов музея наибольшей репрезентативностью отличается интерьер бального зала Офицерского собрания 51 пехотного Литовского полка. Его высота — 6,6 метров. Плафон декорирован рельефными розетками и символическими композициями. Стены ритмично акцентированы пилястрами коринфского ордера, картушами и нишами. По периметру стен проходят ленты орнаментального фриза. Зал обладает прекрасной акустикой и кроме обширной экспозиционной площади, стал музыкальным салоном музея.
В его экспозиции представлен ряд репрезентативных портретов государственных чиновников, военных и представителей русского дворянства середины - второй половины XIX века.
Пейзажи Н.Г.Чернецова «Паломники у стен Иерусалима», В. Худякова «Фиговое дерево», В.Д. Орловского «Вид на Ай-Петри», И.Н. Занковского «Горный пейзаж», И.Е. Крачковского «Миндаль в цвету» представляют линию видового академического пейзажа в русском искусстве второй половины XIX века.
Ярким примером исторического жанра Академии в экспозиции парадного зала является работа П.М.Шамшина (1811-1895) «Святое семейство». Петр Михайлович Шамшин - исторический и церковный живописец, участвовал в росписях Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве, преподавал в Академии, был последовательным сторонником академизма.

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В Зале графики Симферопольского художественного музея представлены работы целой плеяды мастеров XIX-XX веков. Ряд иностранных акварелистов, среди них женские портреты австрийского художника Ф.К Винтергальтера. Здесь крупнейшие отечественные художники — И.Н.Крамской, И.И. Шишкин, И.Е.Репин, М.А.Врубель, В.М.Васнецов, Б.М.Кустодиев, М.В.Нестеров, А.Н.Бенуа, К.Ф.Богаевский, М.А.Волошин.

Коллекция произведений XIX - начала XX века включает произведения крупнейших мастеров отечественного изобразительного искусства этого периода. XIX век в русском искусстве время сложения национальной школы живописи и возросшего интереса широкой публики к проблемам искусства.

Уникальный мастер своего времени А.Г. Венецианов одним из первых сформулировавший идеи верности натуре и национальной теме в искусстве России, автор портретов, пейзажей, картин бытового жанра из жизни крестьян. В нашей экспозиции представлен «Портрет девочки» Венецианова. В.А. Тропинин (1886-1857) портретист, большую часть жизни бывший крепостным графа И.М.Моркова. Тропинину позировали Александр Пушкин, Петр Булахов. В экспозиции СХМ представлен этюд к портрету купчихи Мазуриной-Корзинкиной, написанный Тропининым в 1849г.
Идея жанровой картины глубокого социального и психологического содержания воплощена в творчестве Павла Андреевича Федотова (1815-1952). Вариант одного из самых известных произведений мастера «Вдовушка» представлен в нашей экспозиции.
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


Тема быта современников от идиллического сюжета музицирующих приятелей в картине А.И.Корзухина «Отдых приказчиков» до остро социального, обличающего несправедливость и безжалостность «хозяев жизни» в картине П.Ф.Яковлева «Нет пощады» подчеркивает первостепенное место этой темы в круге проблем русского искусства середины-второй половины XIX века.
Программным это направление стало для одного из первых творческих объединений в русском искусстве - Товарищества передвижных художественных выставок, созданного в 1870 году, его участниками были и организаторы «бунта 14-ти» - бывшие студенты Академии художеств, отказавшиеся из идейных соображений следовать академической программе. Среди участников бунта и первых передвижников был К.В.Лемох автор картины «Без кормильца» (1888 г.) из собрания Симферопольского художественного музея.

Пейзажный жанр второй половины XIX века представлен в экспозиции работами А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина и других мастеров, чье творчество открыло новую традицию в отечественной пейзажной живописи, обратившись к натуре и изображению родной природы.
Творчество выдающегося пейзажиста А.И.Куинджи представлено в нашем собрании его центральным произведением «Ночь на Днепре» и рядом камерных работ, демонстрирующих авторское видение роли света в создании пейзажного образа. Так же в этот раздел включены работы одного из его учеников — А.А.Рылова, выпускника пейзажного класса А.И.Куинджи в Академии художеств.

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Искусство рубежа XIX-XX веков представляют работы членов объединения «Мир искусства» - А.Бенуа, Л.Бакста, а также родоначальника русского импрессионизма К.Коровина. Работа В.Борисова-Мусатова «Барышня и дама» представляет творчество художника периода его наивысшего расцвета и является одним из этюдов при подготовке картины «Водоем».

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКАОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XVII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА