Основная экспозиция развернута на двух этажах, ее открывает зал западноевропейской живописи XVII-XIX веков. В зале собраны произведения западно-европейского изобразительного искусства XVI-XX веков, представляющие различные жанры живописи.
Экспозиция позволяет охарактеризовать особенности развития искусства Германии, Голландии, Фландрии, Франции, Италии, а также характер пейзажного, натюрмортного, бытового жанра XVI-XIX веков, традиции академической живописи Западной Европы.
В экспозиции представлены работы, поступившие в СХМ в послевоенные годы, ранее находившиеся в собраниях Эрмитажа, Ялтинского краеведческого музея и др.
Искусство Германии
Библейские сюжеты, жития святых наполняют европейское искусство на протяжении двух тысячелетий. Истоки этого жанра (ответвления исторического) идут от ранних сакральных рисунков в римских катакомбах, к торжественным мозаикам романских соборов; от возвышенных, отрешенных образов святых в готической скульптуре и живописи – к жизнерадостному искусству Ренессанса, мистическим и чувственным образам барокко, строгому академизму XIX столетия.
Иосиф Бастине (1783-1844), ученик Жака Луи Давида, основоположника французского неоклассицизма, создает масштабное произведение «Возвращение Товия» в 1811 г., в парижский период. Виртуозное пластическое решение фигур, цветовые акценты и летящие складки одежды Товия и его отца, ослепшего Товита указывают на зрелую манеру художника круга Жака-Луи Давида (1748 - 1825).
В 1848 г. была написана картина «Золотой век» Рудольфа Юлиуса Гюбнера (1806-1882). Представитель немецкого романтизма, Гюбнер берет за основу литературный сюжет, позаимствованный у Гесиода. Это произведение задумывалось как часть серии, так и не нашедшей воплощения. Незавершенность работы указывает на то, что художник отдал предпочтение другому творческому проекту.
К направлению романтизма относятся также архитектурные мотивы (Иоганн Готфрид Пулиан (1809-1875) «Аахенский кафедральный собор»; Георг Карл Хасенфлуг (1802-1858) «Внутренний вид собора»); жанровые и литературные сцены (Гисберт Флюгген (1811-1901) «Урок танцев»; Август Цинкайзен (1856-1912) «Девочка со спичками»).
Автор миниатюрной «Жанровой сцены» Лоренцо Ковальо (1793-1869), брат известного мюнхенского гравера Доминико Квальо, художник-пейзажист и мастер жанровой живописи, прославился изображениями крестьянства в Верхней Баварии.
Искусство Франции.
Камерная жанровая сценка «Вязание (Вязальщица)» художника Исидора Патруа (1815-1881) является одним из немногих произведений французской школы в собрании СХМ. Мастер нередко изображал интерьеры своего дома и собственной мастерской, а в качестве моделей выбирал представителей своей семьи.
Искусство Фландрии
В картине брюссельского художника Хендрика де Клерка (1570 – 1630) «Венера в кузнице Вулкана» античные образы соединяются с темпераментным восприятием жизни. Де Клерк стилистически принадлежит к поколению маньеризма (стиль XVI-XVII в., для которого характерны изломанность линий, удлиненность фигур, напряженность поз, необычные или причудливые эффекты) – он относится к художникам, предшествующим Петеру Паулю Рубенсу и фламандскому барокко.
Примером фламандского пейзажа эпохи барокко служит «Зимний пейзаж» Жак д'Артуа (1613-1686), созданный совместно с Давидом Тенирсом Младшим.
Искусство Голландии
Библейский сюжет «Христос и грешница» Николаса Элиаса Пикеноя (1590-1655) — один из редких примеров исторического жанра в творчестве известного портретиста.
Работа была выполнена по заказу старой лютеранской церкви в Амстердаме, освященной в 1633 г. Пикеной выступает в этой работе тонким рисовальщиком. Фигуры показаны в полный рост. Художник уделяет внимание мельчайшим деталям, будь то нежно-лиловая атласная накидка блудницы или украшенный цветастыми перьями берет стражника. Внимательны и задумчивы лица участников сцены: старцев, один из которых смотрит на Христа сквозь круглые стекла очков; мудрецов и знатоков Торы.
Золотой век голландской живописи приходится на XVII столетие. В этот период получают распространение бытовой жанр и пейзаж, соединенный с жанровыми сценами (Виллем ван Дист (1610-1663) «Пейзаж с парусными судами»; Рейнир Ноомс (Зееман) «Море»; Эгберт ван дер Пул (1621-1664) «Горящая мельница»).
Красота простых вещей раскрывается в рыбных, охотничьих, цветочных и плодовых натюрмортах. Прекрасен цветочный натюрморт «Букет роз в стеклянной вазе» Рахель Рейсх (Рюйш) (1644-1750). Эстетическое удовольствие доставляют мастерское расположение живых существ на свежих листьях, великолепно переданные капельки воды, тонкие цветовые нюансы. Примером плодового натюрморта, прославляющего щедрость природы, служит «Натюрморт с фруктами» 1649 г. Михеля Симонса (1620-1673).