29 апреля в 12:00 в Симферопольском художественном музее состоится презентация нового экспозиционного зала религиозного искусства. Открытие приурочено к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского (в миру Варфоломея) — святого, преподобного, величайшего подвижника земли русской, преобразователя монашества в Северной Руси, основателя Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
В зале будет демонстрироваться около 150 экспонатов из фондов музея, среди которых большую часть составляют иконы XVI-XIX веков, сгруппированные по тематическим разделам: христологические, мариологические, житийные, праздничные, домовые, путные, а также религиозные сюжеты в живописи светских художников XIX-XXI веков.
В экспозиции представлена одна из работ Н.Г. Чернецова (1804-1879) «Паломники у стен Иерусалима», написанная им после поездки в Палестину. Картина Н.Н. Ге (1831-1894) «На месте погребения Христа» вписывается в ряд поздних произведений художника, связанных со страстным циклом. «Святое семейство» (1856) П.М. Шамшина (1811-1895), следующего высоким канонам искусства эпохи Возрождения, является примером академизма. Работа С.В. Ивáнова «Христианство и язычество» (1907) создавалась как таблица к учебнику истории о событиях 1071 года, когда в Новгороде вспыхнуло антихристианское восстание. Реплика иконы Казанской Богоматери Г.Э. Бострема (1885-1977), написанная для Ильинского храма Сергиева Посада, украшает экспозицию.
Икона «Сергий Радонежский», выполненная льняной нитью в технике макраме-коллажа, предоставлена для выставки В.А. Денщиковым. Портрет профессора В.Ф. Воино-Ясенецкого (2014) — дар Т.В. Ивановой для новой экспозиции зала религиозного искусства.
В экспозицию включены произведения декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Это декоративный алтарный крест В.М. Шумакова (р. 1944), с изображением в одной из клейм сцены благословения преподобным Сергием Дмитрия Донского на Куликовскую битву, скульптура из шамотной глины А. Леонова (р. 1982) «Сергий Радонежский» (2009), и мраморный «Скорбящий ангел», выполненный в традициях академической школы неизвестного автора второй половины XIX века.
Экспозицию дополняют украинские иконы XIX века неизвестных художников, основными отличиями таких произведений является применение растительных орнаментов с изображением цветов на одеждах святых, между фигурами, на предметах и т.д. и архитектурные пейзажи русских соборов и храмов.
«Святая мученица Улита» А.И. Петровой является копией фрески Лужецкого монастыря, основанного св. Ферапонтом Белозёрским, учеником Сергия Радонежского. Монастырь был расписан мастерами школы Дионисия. Более 40 обителей было основано учениками преподобного: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др.
Духовная деятельность Сергия относится к тяжелому времени раздробленности Руси, не случайно, акафист святого начинается с обращения: «Данный России Воевода». Н.К. Рерих писал: «Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине».
Новая экспозиция станет не только частью программы, приуроченной к 700-летию Преподобного Сергия Радонежского, но будет работать постоянно.