
Биография М.И. Янковского приведена в статье Марины Николаевны Гаврилюк «Театральные художники Крыма — участники Великой Отечественной войны» со ссылкой на материалы личного дела художника в архиве Союза художников Крыма. Родился М.И. Янковский 17 октября 1915 года в г. Астрахань, закончил Астраханское училище имени Н.А. Власова в 1938 г., поступил в Харьковский художественный институт на факультет театрально-декорационного искусства. В 1941 году был призван на фронт, во время боя в районе Гомеля получил тяжелые ранения, был контужен. Зимой 1941 г. попал в партизанский отряд, в 1943 г. - в группу войсковой разведки в составе 27-й армии 2-го Украинского фронта. За боевые заслуги был награжден орденами Красной Звезды и Славы III степени [1].
После окончания Великой Отечественной войны М.И. Янковский в течение нескольких лет работал в театрах Астрахани, Нальчика, Томска. В 1953 г. М.И. Янковский приехал в Симферополь и до конца своей жизни работал главным художником в Крымском драматическом театре имени А.М. Горького. Художник умер 28 апреля 1980 г.
Марк Ильич Янковский – незаурядный театральный художник и живописец. Каждая его новая работа в театре ярко раскрывала драматургический образ и играла важную роль в успехе спектакля. В сценографии мастер был универсален: он с блеском оформлял комедии, исторические спектакли, русскую и зарубежную классику, современные бытовые и производственные спектакли, постановки современных зарубежных драматургов.
В спектакле «Они были актерами» В. Орлова и Г. Натансона, ставшем вершиной его творчества, М.И. Янковский создал узнаваемую атмосферу военного Симферополя, проникнутую настроением подлинного трагизма войны. За участие в создании спектакля в 1974 году он был удостоен Золотой медали имени А.Д. Попова, а в 1977 ему присуждено звание лауреата Государственной премии.
В собрании Симферопольского художественного музея (далее — СХМ) хранится девять живописных произведений М.И. Янковского, созданных в 1970-е гг. Все они поступили в собрание музея в 1980 и в 1990 г. от вдовы художника О.М. Янковской. На картине «Под звёздами. Крымская астрофизическая» (1972) изображена группа оптических телескопов, обращенных к ночному небу. Над горизонтом поднимается средняя гряда Крымских гор, облака закручиваются протуберанцами на тёмно-синем фоне. Вероятно, яркая комета, изображенная художником, является собирательным образом пятнадцати комет, наблюдавшихся в 1972 году.
Городской пейзаж «Сиреневый вечер. Гурзуф» (1976) в оттенках сиреневого цвета интересен архитектурной сложностью, дробностью и декоративностью форм. Его дополняют стаффажные фигуры рыбаков и местных жителей.
Сиренево-розовые оттенки преобладают и на ночном пейзаже «Дюрбе» (1976) – художник создает собирательный образ гробницы Эски-Дюрбе и отдельных строений архитектурного комплекса Бахчисарайского ханского дворца, утопающих в зелени деревьев.
В том же году был написан этюд «Завод двуокиси титана» (1976) - силуэт заводских строений и его отражение в водоеме практически лишены объема.
Весной 1977 года был написан пейзаж «Судакская крепость», на котором условное изображение «ярусов» горы и расположенной на ней крепости соединяется с холодным сиренево-розовым колоритом цветущих миндальных деревьев.
На берегу Артбухты была написана «Театральная набережная в г. Севастополе» (1978) — на первом плане запечатлена парусная регата, проходящая на фоне сложного архитектурного пейзажа Центрального городского холма.
В том же году М.И. Янковский вновь обращается к образу Бахчисарайского дворца, окутанного сумерками, в одноименной работе.
Этюд «Деревья» (1978) представляет собой эксперимент с контражуром, яркий свет солнца на втором плане подчеркивает изогнутую форму стволов старых деревьев.
Девятая работа «Исаакиевский собор» не датирована, но сиренево-розовый колорит позволяет предположить, что она также была написана в 1970-е годы. Благодаря расположению фрагмента набережной и каменного моста на первом плане художник создает необычную композицию, в которой стаффажные фигуры противопоставлены величественному образу собора, растворенного в легкой фиолетовой дымке.
Александра Кугушева
1. Гаврилюк, М. Н. Театральные художники Крыма — участники Великой Отечественной войны // Войны в истории. 1943-й: год коренного перелома во Второй мировой войне. Новые архивные документы, новые подходы, новые интерпретации. сборник материалов Тринадцатой международной конференции молодых ученых и специалистов «Clio-2023». – Российский государственный архив социально-политической истории. – Москва, 2023. – С. 53-56.