Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 160-летию Елизаветы Кругликовой
31 января (а по старому стилю 19) 2

Архив новостей

Декабрь 2024 (30)
Ноябрь 2024 (30)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)

К 160-летию Елизаветы Кругликовой

К 160-летию Елизаветы Кругликовой31 января (а по старому стилю 19) 2025 года исполняется 160 лет со дня рождения художника и педагога Елизаветы Сергеевны Кругликовой (1865, Санкт-Петербург – 1941, Ленинград).

Художественное образование Елизавета Сергеевна получила в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1890-1895 годах, а позже в Париже посещала студию А. Витти и Академию Коларосси. Весомых достижений художник достигла в монотипии и силуэте. Творчество Е.С.Кругликова совмещала с преподаванием. До Первой Мировой войны парижская мастерская Елизаветы Сергеевны была своеобразным русским культурным центром. В «Автобиографических записках» художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева писала: «Все русские, приезжавшие в Париж, стремились побывать у Елизаветы Сергеевны. Все знали, как она встречала каждого с лаской и вниманием и по мере сил помогала приезжему ориентироваться: найти себя, своё место в этом кипящем жизнью городе. Кого-кого у неё не было! Молодые художники и художницы, поэты, писатели, артисты. У неё можно было встретить: Максима Ковалевского, Минского, Боборыкина, Г. Плеханова, Кропоткина с дочерью Шурой, Вячеслава Иванова, Брюсова, Волошина, Чулкова».






К 160-летию Елизаветы КругликовойЕлизавета Сергеевна была хорошо знакома с Максимилианом Александровичем Волошиным, который в 1901 году приехал в Париж для занятий в Луврской школе музееведения. Е.С. Кругликова вспоминала: «1901-й год. Ранняя весна. Париж, ул. Буасонад, 17. Ателье Давиденко и Кругликовой. Позирует модель-итальянец. Работают Е.Н. Давиденко, Б.Н. Матвеев и я. Стук в дверь. — «Entrez!». Стремительно появляется толстый юноша с львиной шевелюрой, в пенсне на широкой ленте, и заявляет с изысканно-вежливым поклоном, что он имеет рекомендации со всех концов мира к Елизавете Сергеевне Кругликовой. — «Я Макс Волошин». — «Милости просим», — отвечаю я, прерывая работу. «Садитесь»... «А можно и мне тоже порисовать? Я никогда не пробовал». Даём ему мольберт и бумагу, и он, пыхтя, усердно принимается за рисунок. В перерыве вопрос: «Ну как?» Указываю ему ошибки... Он ещё усерднее работает и всё спрашивает: «А теперь уже хорошо?» К концу сеанса — дружба на всю жизнь. С этого дня мы стали почти неразлучны».

К 160-летию Елизаветы КругликовойК 160-летию Елизаветы Кругликовой


Двух художников связывала дружба. Елизавета Сергеевна неоднократно изображала Волошина. В Симферопольский художественный музей «Портрет Волошина Максимилиана Александровича» (картон, темпера, 79х50,5), написанный Е. С. Кругликовой, попал благодаря художнику, искусствоведу и музейному работнику Елене Варнавовне Нагаевской в 1986 году. Картина, созданная в Париже в 1905 году, в этом году отмечает 120-летний юбилей.

На картоне над Максимилианом Александровичем возвышается скульптурный портрет древнеегипетской принцессы Таиах (Тейе). Позже учёные выяснили, что это портрет царицы Мутоджемет – супруги последнего фараона XVIII династии Хоремхеба.


К 160-летию Елизаветы КругликовойК 160-летию Елизаветы Кругликовой


Впервые М. Волошин вместе со своей будущей женой Маргаритой Сабашниковой увидел скульптуру в 1904 году в музее Гимэ в Париже. Черты лица прекрасной древней египтянки и любимой женщины поэта были так схожи, что Волошина это потрясло: «Королева Таиах. Она похожа на Вас. Я подходил близко. И когда лицо мое приблизилось, мне показалось, что губы ее шевелились. Я ощутил губами холодный мрамор и глубокое потрясение. Сходство громадно». Максимилиан Александрович приобрёл копию «Царицы древнего Египта» и установил у себя в ателье в Париже осенью 1905 года. Тогда же и был написан портрет. В письме к А. Г. Ремизову из Парижа от 12 июля 1908 года он сообщает: «Теперь я у себя: устроил свою раковину. У меня мастерская светлая, большая. В углу царевна Таиах стоит...».

В последних строках стихотворения «Эпилог» («Таиах») поэт пишет:

Мы друг друга не забудем.
И, целуя дольний прах,
Отнесу я сказку людям
О царевне Таиах. 1905

В конце 1908 - начале 1909 Таиах переехала в Коктебель, была установлена в мастерской Волошина, где находится и поныне, став неотъемлемой частью Дома поэта.
В 1906 году М. Волошин женился на М. Сабашниковой, а спустя год они расстались. Переживая разрыв, поэт находил утешение в строгой красоте Коктебеля, где «всё прекрасно и просто, как Эсхиловская трагедия».

Спустя годы Макс всё же обрёл семейное счастье в лице нежной и самоотверженной Марьи Степановны Заболоцкой. Они женились 9 марта 1927 года.

Весь жемчужный окоём
Облаков, воды и света
Ясновиденьем поэта
Я прочёл в лице твоём.
Всё земное – отраженье,
Отсвет веры, блеск мечты…
Лика милого черты
Всех миров преображенье. (16 июня, 1928, Коктебель)


К 160-летию Елизаветы КругликовойК 160-летию Елизаветы Кругликовой


А Елена Сергеевна Кругликова продолжала дружить с Максом Волошиным и делать выразительные силуэтные портреты «художника в поэзии и поэта в живописи», которые он высоко ценил.

А тем, кто посещает Дом Волошина в Коктебеле, поэт когда-то адресовал такие строки:

Войди, мой гость: стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога...
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.

А. Полканова,
старший научный
сотрудник музея