В коллекции Симферопольского художественного музея хранится ряд произведений живописи и графики, посвященных крымскому подполью и партизанскому движению.
В период оккупации в Симферополе была сформирована ячейка подпольщиков. Они были связаны с партизанским движением, распространяли агитационные листовки, призывающие бороться с оккупантами, вели сбор разведданных. На рисунке М. Щеглова «Листовки. (Молодые патриоты)» изображены два юных подпольщика, расклеивающие листовки.
Щеглов М.М. (1885-1955)
Листовки. 1945 г.
Бумага, тушь, перо.
Листовки. 1945 г.
Бумага, тушь, перо.
По пути к нашему музею по улице Долгоруковской (бывшей Карла Либкнехта), на доме № 33 установлена памятная табличка, историческое свидетельство того, что в 1943-1944 гг. здесь находился подпольный городской комитет коммунистической партии. Это здание запечатлено на гравюре Алексея Мищенко, который мыслил его архитектурные формы как памятник мужеству, борьбе и трагической гибели героев симферопольского подполья.
В собрании музея хранится иллюстрация М. Щеглова к роману Евгения Поповкина «Семья Рубанюк» 1953 г. Мальчик-связной приносит в землянку партизан послание, встреченное героями иллюстрации с воодушевлением.
В том же 1953 г. Щеглов выполнил иллюстрацию к повести И.А. Козлова «В крымском подполье». Он изобразил одну из улиц Симферополя, на углу которой беседуют немецкий патруль и местный соглядатай. Мимо них бредет старик-стекольщик, на нем старое пальтишко и шапка-ушанка. Этот старик-стекольщик и есть Иван Андреевич Козлов – автор воспоминаний «В крымском подполье», книги о деятельности подпольщиков и партизан Крыма в 1941-1944 годах.
Щеглов М.М. (1885-1955)
Иллюстрация к роману Е. Поповкина
«Семья Рубанюк». 1953 г.
Бумага, черная акварель, белила.
В послевоенный период, под впечатлением от свидетельств очевидцев, художники воссоздают картину оккупации в Крыму. Эмоциональным откликом на творившееся беззаконие является рисунок М. Щеглова «Так было», на груди казненного видна табличка «Партизан».
Щеглов М.М. (1885-1955)
Так было. 1945 г.
Бумага, акварель.
Так было. 1945 г.
Бумага, акварель.
Художник П. Соколов-Скаля, автор литографии «Народная война», ученик И. Машкова, активно занимался плакатной графикой, в годы Великой Отечественной войны создал более 300 плакатов для «Окон ТАСС».
В послевоенные годы М. Щеглов постоянно возвращался к теме Великой Отечественной войны. В 1947 г. он выполняет иллюстрацию к песне «По долинам и по взгорьям»:
Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда –
Партизанские отряды
Занимали города.
Не померкнет никогда –
Партизанские отряды
Занимали города.
Щеглов М.М. (1885-1955)
Иллюстрация к песне «По долинам и по взгорьям». 1947 г.
Бумага, акварель.
Иллюстрация к песне «По долинам и по взгорьям». 1947 г.
Бумага, акварель.
В послевоенные годы были созданы портреты известных участников партизанского движения. Валентин Бернадский написал «Портрет Героя Социалистического труда М.А. Македонского» в 1961 году. В период оккупации Крыма Михаил Македонский возглавлял партизанские отряды Бахчисарая и Чатыр-Дага, в 1944 году его подразделения участвовали в освобождении Бахчисарая, Ялты, Симферополя и других населенных пунктов Крыма. После войны он был назначен директором совхоза «Коктебель», под его руководством возродилось крымское виноградарство – этим обусловлен выбор второго плана на портрете.
Крымский художник Эммануил Грабовецкий в период войны был комиссаром партизанского отряда, пулеметчиком. В перерывах между боями рисовал портреты товарищей по оружию, эпизоды сражений. В 1963 г. по эскизу Э. Грабовецкого на Ангарском перевале у шоссе Симферополь-Алушта был установлен памятник «Партизанская шапка».
Художница Татьяна Кузнецова служила бойцом-санинструктором диверсионной группы при НКВД Ленинградского района Москвы. В апреле 1942 года с группой разведчиков совершила переход через линию фронта в Смоленскую область, а затем в Брянские леса, где участвовала в боях в составе 3-ей Дятьковской партизанской бригады Орловской области. Суровые будни партизанской бригады, запечатленные в памяти художницы, воплотились в графической серии «Партизанские были» 1958 года.
Кузнецова Т. Н. (1915-2008)
Переход через железную дорогу.
Графическая серия «Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
Переход через железную дорогу.
Графическая серия «Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
Кузнецова Т.Н. (1915-2008)
Бой в лесу. Графическая серия
«Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
Бой в лесу. Графическая серия
«Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
Кузнецова Т.Н. (1915-2008)
Ждут самолета. Из серии «Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
Ждут самолета. Из серии «Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
Кузнецова Т.Н. (1915-2008)
В госпитале. Из серии «Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
В госпитале. Из серии «Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
В акварели «Партизанский отряд Чуба в Крыму» Михаил Щеглов изобразил легендарного командира Ичкинского партизанского отряда Михаила Чуба.
Партизанскому движению в Крыму посвящен графический цикл симферопольского художника Виктора Платонова «Партизанская быль», над этой серией он работал почти пять лет, с 1968 по 1972 год. На листе «Внимание, партизаны» изображен карательный отряд на горной крымской дороге, остановившийся у щита с красноречивой надписью: «Внимание. Осторожно – партизаны».
Платонов В.А. (1935 г.р.)
Прощай, товарищ.
Графическая серия «Партизанская быль». 1968-1972 гг.
Бумага тонированная, восковые карандаши, белила.
Прощай, товарищ.
Графическая серия «Партизанская быль». 1968-1972 гг.
Бумага тонированная, восковые карандаши, белила.