Виртуальная выставка «Весна Победы: тема Великой Отечественной войны в крымском искусстве» приурочена к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Тематика выставки «Весна Победы» охватывает обширный пласт произведений живописи и графики в коллекции Симферопольского художественного музея, созданный крымскими художниками в военные и послевоенные годы.
Зрители могут прикоснуться к истории через фронтовые зарисовки 1941-1945 годов, рисунки Леонида Сойфертиса и Осипа Авсияна, серию карандашных рисунков «Партизанская быль» Татьяны Кузнецовой, рисунок тушью «Багеровский ров» Михаила Щеглова, листы серии Владимира Богаткина «Капитуляция Берлина», портреты солдат и моряков, партизан и подпольщиков.
В цифровую эпоху нельзя переоценить воздействие от непосредственного созерцания произведений искусства. Визуальный опыт от лицезрения полотен крымских живописцев-фронтовиков сравним с неспешной беседой с очевидцем военных событий. Сильное эстетическое впечатление производит художественный образ солдат керченского гарнизона в каменоломнях Аджимушкая, приносящих клятву мужества и стойкости, на эскизе Николая Бута (1961); динамичный сюжет, обличающий фашистских захватчиков, на полотне Юрия Волкова «Херсонесский тупик» (1951); величественный облик советского солдата-победителя на холсте Николая Бортникова «Берлин. Май 1945 года» (1968).
Симферопольским художественным музеем подготовлен альбом «Весна Победы: тема войны и Победы в живописи и графике», изданный в 2020 году при поддержке Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым и Министерства культуры Республики Крым. Этот альбом — дань памяти героям и труженикам тех лет, а также художникам, в чьем творчестве тема войны занимала значительное место, кто создал бессмертные образы героизма и самопожертвования советских солдат.
29 июня 1941 года «в целях развития художественной агитации и пропаганды путем создания политического плаката, лозунгов, призывающих к мужественной бесстрашной борьбе с подлым фашистским врагом и поднимающих дух советской патриотической большевистской бдительности» из симферопольских художников была сформирована агитбригада под руководством директора Симферопольской картинной галереи Я.П. Бирзгала, в составе «Мазрухо, Анопольского, Богоудинова, Герзон, Глаголева, Варфоломеева, Рыкова, Сикулера, Соколова, Рыбникова, Конопелько, Скачкова», а также студентов Симферопольского художественного училища.
В этот период был создан один из первых агитационных плакатов – «Победа будет за нами!». Его автор – академик батальной живописи Николай Самокиш (1860-1944).
Самокиш Н.С. (1860-1944)
Рисунок для плаката «Победа будет за нами!». 1941 г.
Картон, тушь, акварель
Рисунок для плаката «Победа будет за нами!». 1941 г.
Картон, тушь, акварель
Традиция создания крупноформатного агитационного и сатирического плаката, выполненного вручную и размещенного в окнах первых этажей, сложилась еще в годы гражданской войны. Родоначальником этого жанра был Владимир Маяковский. С началом Великой Отечественной войны эта традиция возродилась и получила название Окна ТАСС.
В Харькове с первых дней войны начинает выпуск Окон ТАСС художник-график Михаил Щеглов (1885-1955). Осенью он уезжает в эвакуацию в Томск. За три года работы в Томске Щеглов выпустил 100 Окон ТАСС и 507 рисунков «Дневника Отечественой войны», в которых воспроизводились ежедневные сообщения Информбюро. Рисунок для газеты «За Родину!» 1941 года сопровождается напечатанным на машинке четверостишием:
Москву увидеть он мечтал,
Но вышел ростом слишком мал.
Мечтам поможем наяву,
«Покажем» Гитлеру Москву.
Но вышел ростом слишком мал.
Мечтам поможем наяву,
«Покажем» Гитлеру Москву.
Щеглов М.М. (1885-1955)
Рисунок для газеты «За родину!». 1941 г.
Бумага, карандаш.
Рисунок для газеты «За родину!». 1941 г.
Бумага, карандаш.
30 сентября 1941 года началось наступление немецких войск на Москву, которое было отражено и перешло в контрнаступление Советской армии в январе-марте 1942 года.
Парад на Красной площади 1941 года в честь 24-й годовщины Октябрьской Социалистической революции по силе воздействия на ход обороны столицы приравнивают к важнейшей военной операции. Он поднял боевой дух армии и страны, показав всему миру, что Москва не сдается.
7 ноября 1942 года в Москве в Государственной Третьяковской галерее открылась Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война». Выставка работала по декабрь 1943 года, на ней экспонировалось 849 произведений 255 авторов. Позднее был издан иллюстрированный каталог «Великая Отечественная война». Большое место в экспозиции заняли произведения живописи, посвященные героической битве под Москвой. На этой выставке зрители впервые увидели работы художников, находившихся на фронтах: «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К.Ф. Юона, «Где здесь сдают кровь?» П.П. Кончаловского, «Бой под слободой Стрелецкой» В.Н. Яковлева, «Лесгафтовцы. Партизанский отряд» И.А. Серебряного, «Зимние залпы Балтики» Я.Д. Ромаса и др.
Среди работ Всесоюзной выставки была картина «Подвиг 28 героев-панфиловцев» 1942 года Дмитрия Мочальского, хранящаяся теперь в фондах Симферопольского художественного музея.
Кадушкин А.М. (1925-1984)
Красная площадь 7 ноября 1941 года. 1981 г.
Холст, масло.
Красная площадь 7 ноября 1941 года. 1981 г.
Холст, масло.
16 ноября 1941 года неподалеку от Волоколамска под Москвой двадцать восемь солдат 316-й стрелковой дивизии генерал-майора И.В. Панфилова приняли бой, встав на пути немецкого танкового батальона. Уничтожив 18 вражеских танков, панфиловцы остановили наступление врага. Подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев стал одним из ярчайших символов битвы за Москву.
Мочальский Д.К. (1908-1988)
Подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев. 1942 г.
Холст, масло.
Подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев. 1942 г.
Холст, масло.
30 октября 1941 года началась Вторая героическая Оборона Севастополя. В ноябре 1941 года пять моряков-черноморцев ценой своей жизни остановили продвижение немецких танков на город. 19 мая 1942 года статья М. Когута «Подвиг пяти черноморцев» была опубликована в газете «Маяк Коммуны», получила широкую известность. Военкор называет имена краснофлотцев Василия Цибулько, Юрия Паршина, Ивана Красносельского, Даниила Одинцова и политрука Николая Фильченкова, отбивших две танковые атаки фашистов в районе села Верхнесадовое и погибших на поле боя.
Евпаторийский художник Юрий Волков включил полотно «Подвиг пяти черноморцев» в цикл картин, посвященных героической обороне и освобождению Севастополя.
Волков Ю.В. (1921-1991)
Подвиг пяти черноморцев. 1948 г.
Холст, масло.
Подвиг пяти черноморцев. 1948 г.
Холст, масло.
Живописная серия Николая Бута, посвященная героям Аджимушкая, насчитывает несколько десятков полотен. Они рассказывают о жизни и подвиге керченского гарнизона, прикрывавшего отход главных сил Крымского фронта, и отрезанного врагом в 1942 году. В неимоверно тяжелых условиях, при нехватке воды, пищи, боеприпасов, подземный гарнизон почти полгода упорно сражался, регулярно совершая вылазки и нанося удары противнику. Этюд к картине «Клятва» относится к этой серии.
Бут Н.Я. (1928-1989)
Аджимушкайцы. Этюд к картине «Клятва». 1961 г.
Холст, масло.
Аджимушкайцы. Этюд к картине «Клятва». 1961 г.
Холст, масло.
(Работа представлена в альбоме "Весна Победы" и в постоянной экспозиции музея)
Многие художники уходят на фронт с первых дней войны. Замечательную серию портретов бойцов Красной армии создает в 1942 году Осип Авсиян, крымский художник, ученик Н.С. Самокиша. Его зарисовки интересны живым впечатлением и немногословностью непосредственного участника фронтовой жизни. Офорт Леонида Сойфертиса «В перерыве между боями» воспроизводит подмеченный художником эпизод, когда солдаты с винтовками за плечами удят рыбу.
В 1942 г. М. Щеглов выполняет рисунок-шарж «В редакции «За Родину!», посвященный сотрудникам-журналистам. Наряду с сатирическими образами врага, в творчестве Щеглова появляются гневные и трагические обобщения. Одна из самых известных работ Щеглова в коллекции музея – «Таких всегда будут судить миллионы» 1942 года.
Авсиян О.А. (1918-2003)
Портрет младшего командира,
участника Великой Отечественной войны. 1942 г.
Бумага, итальянский карандаш.
Портрет младшего командира,
участника Великой Отечественной войны. 1942 г.
Бумага, итальянский карандаш.
Сойфертис Л.В. (1911-1996)
В перерыве между боями. 1942 г.
Бумага, офорт.
В перерыве между боями. 1942 г.
Бумага, офорт.
Щеглов М.М. (1885-1955)
Таких всегда будут судить миллионы. 1942 г.
Бумага на картоне, белила, тушь.
Таких всегда будут судить миллионы. 1942 г.
Бумага на картоне, белила, тушь.
В послевоенные годы были созданы портреты известных участников партизанского движения. Художница Татьяна Кузнецова служила бойцом-санинструктором диверсионной группы при НКВД Ленинградского района Москвы. В апреле 1942 года с группой разведчиков совершила переход через линию фронта в Смоленскую область, а затем в Брянские леса, где участвовала в боях в составе 3-ей Дятьковской партизанской бригады Орловской области. Суровые будни партизанской бригады, запечатленные в памяти художницы, воплотились в графической серии «Партизанские были» 1958 года.
Кузнецова Т. Н. (1915-2008)
Переход через железную дорогу.
Графическая серия «Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
Переход через железную дорогу.
Графическая серия «Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
Кузнецова Т.Н. (1915-2008)
Бой в лесу. Графическая серия
«Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
Бой в лесу. Графическая серия
«Партизанские были». 1958 г.
Бумага, уголь, карандаш.
Партизанскому движению в Крыму посвящен графический цикл симферопольского художника Виктора Платонова «Партизанская быль», над этой серией он работал почти пять лет, с 1968 по 1972 год. На листе «Внимание, партизаны» изображен карательный отряд на горной крымской дороге, остановившийся у щита с красноречивой надписью: «Внимание. Осторожно – партизаны».
Платонов В.А. (1935 г.р.)
Впереди – партизаны. Графическая серия
«Партизанская быль». 1968-1972 гг.
Бумага тонированная, восковые карандаши, белила.
Впереди – партизаны. Графическая серия
«Партизанская быль». 1968-1972 гг.
Бумага тонированная, восковые карандаши, белила.
В 1942 году в противотанковом Багеровском рву под Керчью фашистскими оккупантами были расстреляны несколько тысяч мирных жителей, в том числе 245 школьников, которых собрали в городе под предлогом начала учебного года. Материалы о событиях в Багеровском рву были внесены в обвинение фашизму на Нюрнбергском процессе. В 1945 году Михаил Щеглов создал рисунок «Багеровский ров», выступающий художественным свидетельством преступлений фашизма.
Щеглов М.М. (1885-1955)
Багеровский ров. 1945 г.
Бумага, тушь.
Багеровский ров. 1945 г.
Бумага, тушь.
8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция, целью которой было освобождение полуострова от фашистов. Она завершилась 12 мая 1944 года полным освобождением Крыма и Севастополя.
Крымские художники стремились запечатлеть наиболее яркие события этих дней. Подвигу партизан, сумевших предотвратить расстрел мирных жителей отрядом СС, посвятил свое полотно «Разгром партизанами немецкого карательного отряда СС около поселка Старый Крым» Михаил Рыбников, ученик Н.С. Самокиша.
Другой ученик прославленного баталиста, Юрий Волков, пишет динамичную композицию «Преследование (Не уйдёшь)», сюжет которой перекликается с агитационным плакатом Самокиша, созданным в первые дни войны.
Рыбников М.С. (1905-1951)
Разгром партизанами немецкого карательного отряда СС
около поселка Старый Крым. 1946 г.
Холст, масло.
Разгром партизанами немецкого карательного отряда СС
около поселка Старый Крым. 1946 г.
Холст, масло.
Волков Ю.В. (1908-1988)
Преследование (Не уйдешь!). 1947 г.
Холст, масло.
Преследование (Не уйдешь!). 1947 г.
Холст, масло.
Заключительным аккордом севастопольской серии Юрия Волкова звучит картина «Херсонесский тупик». Художник дал нравственную оценку военным злодеяниям нацистов и последовавшему возмездию. 9 мая 1944 года остатки трех немецких дивизий, разрозненные группы немецких и румынских солдат бежали на Херсонесский мыс. Их надежды на эвакуацию по морю оказались тщетными. 12 мая остатки вражеских войск на мысе Херсонес сложили оружие и сдались в плен.
Волков Ю. В. (1908-1988)
Херсонесский тупик. 1953 г.
Холст, масло.
Херсонесский тупик. 1953 г.
Холст, масло.
В конце 1944 года предстоящий разгром нацистской Германии стал очевиден. С 4 по 11 февраля 1945 года в Ялте состоялась встреча лидеров СССР, США и Великобритании – Иосифа Сталина, Теодора Рузвельта и Уинстона Черчилля. Конференция была посвящена установлению послевоенного мирового порядка. Михаил Щеглов откликнулся на итоговые решения Ялтинской конференции политическими карикатурами. На одной из них изображены Крымский полуостров и Ялта, разбитая свастика, фигура Гитлера, бегущего с чемоданом в Аргентину. В нижней части листа размещена надпись: «Нацистская Германия обречена».
Щеглов М.М. (1885-1955)
Политическая карикатура. 1945 г.
Бумага, тушь, акварель.
Политическая карикатура. 1945 г.
Бумага, тушь, акварель.
После освобождения Крыма в 1944 году возобновил свою работу Союз Советских художников Крыма. Осенью 1944 года началась подготовка к выставке, приуроченной к годовщине освобождения Крыма: художники «объезжали районы великих сражений по освобождению Крыма: Керченский полуостров, Сиваш, Перекоп, Феодосию, Севастополь, Херсонесский мыс, Балаклаву, где делали зарисовки и этюды с натуры, фиксирующие эти исторические памятные места». Среди авторов, принимавших участие в этой творческой поездке, есть имена Осипа Авсияна, Ивана Пантелеева, Михаила Щеглова.
В 1944 году Осип Авсиян выполнил серию «Севастопольские зарисовки», впоследствии приобретенную Симферопольской картинной галереей. В первую очередь, серия задумывалась Авсияном как панорама города-героя, который завоеватели почти сравняли с землей. Художник изобразил здания, служившие воплощением истории города и российского флота, обращенные фашистами в руины. Карандашные наброски художника-очевидца становятся живой хроникой разрушения архитектурного и исторического наследия Севастополя.
Авсиян О.А. (1918-2003)
Разрушенное здание Севастопольской панорамы. 1944 г.
Бумага, тушь, итальянский карандаш.
Разрушенное здание Севастопольской панорамы. 1944 г.
Бумага, тушь, итальянский карандаш.
К 100-летию со дня смерти баснописца И.А. Крылова Михаил Щеглов начал работу над серией плакатов. Эти литографические листы были отпечатаны в издательстве газеты «Красный Крым» и предназначались, в первую очередь, для крымского зрителя. В них бессмертные басни Крылова становятся сатирическими репликами для агитационных плакатов военного времени. На литографии «Лисица и виноград» изображена лисица в немецкой каске, которую прельстил виноград за высокой стеной с надписью «СССР». Интересное решение находит Щеглов для плаката «Волк на псарне», где волка в немецкой каске окружают красноармеец, советский партизан и солдат английской армии.
Щеглов М.М. (1885-1955)
«Волк на псарне». 1945 г.
Бумага, цветная литография.
«Волк на псарне». 1945 г.
Бумага, цветная литография.
Щеглов М.М. (1885-1955)
«Лисица и виноград». 1945 г.
Бумага, цветная литография.
«Лисица и виноград». 1945 г.
Бумага, цветная литография.
В 1945 г. Михаил Щеглов выполняет серию цветных литографий к 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова, пользуясь тем же приемом сочетания классических цитат и злободневной политической сатиры. Темой литографий стали события Великой Отечественной войны и борьба с фашизмом. Плакат «Дистанция огромного размера» посвящен наступательной операции советских войск 1945 года. На листе плаката «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!» изображен Гитлер, бегущий по Восточной Пруссии, подгоняемый залпами советских орудий.
Щеглов М.М. (1885-1955)
«Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!».
Плакат к 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. 1945 г.
Бумага, цветная литография.
«Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!».
Плакат к 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. 1945 г.
Бумага, цветная литография.
Щеглов М.М. (1885-1955)
«Дистанция огромного размера».
Плакат к 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. 1945 г.
Бумага, цветная литография.
«Дистанция огромного размера».
Плакат к 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. 1945 г.
Бумага, цветная литография.
Впечатления военных лет нашли отражение в графической серии Ивана Копаенко «Была война», художник окончил Московский полиграфический институт, занимался станковой и книжной графикой. В послевоенные годы он много путешествовал по Средней Азии, Кольскому полуострову, Северу, Башкирии, Чечне, Аварии, но любимой темой его творчества был Крым и его история.
Копаенко И.П. (р. 1934)
Атака.
Бумага, линогравюра.
Атака.
Бумага, линогравюра.
1 мая 1945 года была завершена Берлинская наступательная операция, над зданием Рейхстага было поднято Знамя Победы. Капитуляции Германии посвящена серия графических работ Владимира Богаткина, выполненных в 1945 году: «Берлин 2 мая 1945 года», «У Бранденбургских ворот», «Пленные», в 1947 году была создана цветная литография «У Бранденбургских ворот».
Богаткин В.В. (1922-1971)
У Бранденбургских ворот. 1947 г.
Бумага, цветная литография.
У Бранденбургских ворот. 1947 г.
Бумага, цветная литография.
8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Утром 9 мая вышел приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, ознаменовавший победоносное завершение Великой Отечественной войны. К тем победным дням художники возвращались многие годы спустя. Полотно крымского художника Николая Бортникова «Берлин. Май 1945 года» является олицетворением Дня Победы и образа солдата-победителя. На фоне Бранденбургских ворот изображен солдат, позирующий фотографу, букет сирени знаменует возрождение мирной жизни.
Бортников Н.Ф. (1916-1997)
Берлин. Май 1945 года. 1968 г.
Холст, масло
Берлин. Май 1945 года. 1968 г.
Холст, масло
Память о тех, кто не вернулся с войны, нашла воплощение в натюрморте Николая Барсамова «Никто не забыт и ничто не забыто» 1967 года. Сын художника Владимир Барсамов, 1923 года рождения, отучившись предвоенный год в художественном ВУЗе, ушел на фронт и пропал без вести. Натюрморт полон символов – оставленное творчество в кистях и палитре, война – пилотка, треугольники фронтовых писем, горе родителей – в скульптуре скорбящей матери. И подснежники – в них весна, весна жизни, весна возрождения и горькая память.
Барсамов Н.С. (1892-1976).
Никто не забыт и ничто не забыто. 1967.
Холст, масло.
Никто не забыт и ничто не забыто. 1967.
Холст, масло.
Светлана Глазунова,
Александра Кугушева