Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 250-летию Анри-Франсуа Ризенера
19 октября исполняется 250 лет со

Архив новостей

Октябрь 2017 (17)
Сентябрь 2017 (20)
Август 2017 (18)
Июль 2017 (15)
Июнь 2017 (30)
Май 2017 (29)

К 235-летию О.А. Кипренского

К 235-летию О.А. КипренскогоО.А. Кипренский — крупнейший портретист первой трети XIX в., старший современник А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского. В глубоко поэтических портретах художник передал лучшие черты людей своей эпохи: взволнованность чувств, богатство внутреннего мира, героические, благородные стороны натуры и «обаяние мечты» (Е.А. Баратынский).

О.А. Кипренский родился 24 марта 1782 года в мызе Нежинской (сегодня - Ленинградская область). Он был незаконнорожденным сыном помещика Дьяконова и воспитывался в приёмной семье крепостного Адама Швальбе. Имя, данное ребенку при рождении, служит отсылкой к «Илиаде», а «семинарская» фамилия Кипренский восходит к одному из имен Афродиты, рожденной на острове Кипре.

В 1788 году, получив вольную, с шести лет Кипренский стал заниматься рисованием в училище при петербургской Академии художеств, а затем и в самой Академии, которую окончил в 1803 году. Юный Орест был учеником известного русского живописца и портретиста Г. И. Угрюмова. Это предопределило и творческую судьбу художника.



Ранним, но одним из лучших считается портрет отчима, Адама Швальбе, выполненный молодым автором в 1804 г. «в духе Рембрандта». Выдающийся портретист, Кипренский стремился к созданию работ в историческом жанре. В 1805 году он был удостоен большой золотой медалью Академии за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», ему было предоставлена возможность отравиться в Италию. Поездка была отложена на долгие годы из-за начавшихся в Европе наполеоновских войн и была осуществлена лишь в 1816 г.

В искусстве начала века на смену классицизму во всех странах Европы приходит романтизм. В противоположность классицизму, где главными были рисунок и контур, а цвет и освещение играли второстепенную роль, появились сложная игра светотени, резкие блики, звучные цветовые эффекты. Новым задачам отвечает художественная форма «Автопортрета с кистями за ухом» (около 1808 г.) и «Автопортрета в розовом шейном платке» (1809).

В 1809 г. в Москве Кипренский знакомится с местными коллекциями живописи, пишет портреты Е.П. Растопчиной и Ф.В. Растопчина; одухотворенный детский портрет А.А. Челищева. Обобщенный образ героя своего времени создан в портрете гусара Давыдова (1809). За несколько портретов, в том числе и гусара Давыдова, Кипренский был удостоен звания академика в 1812 г.

В период Отечественной войны 1812 г. художник создает серию графических портретов участников сражений, используя быстрый карандаш с добавлением мела, акварели, пастели. Особую ценность представляют портреты лицейского товарища Пушкина — А.П.Бакунина, мецената и коллекционера А.Р.Томилова в форме ополченца, Н.М.Муравьева — будущего декабриста, поэтa К.Н. Батюшкова и других. Сегодня для исследователей несомненна историческая ценность этих рисунков.
Отечественная война оказала большое влияние на литературу и искусство. Даже в Академии художеств вместо мифов стали разрабатывать темы из отечественной истории. Об интересе к родной природе и народному типажу у Кипренского говорят зарисовки слепого музыканта, крестьянских мальчишек, калмычки Баяусты.

Вернувшись после войны к живописным работам, художник создает парные портреты Хвостовых; различных общественных деятелей, писателей. Батюшков в «Сыне отечества» называл Кипренского «любимым живописцем нашей публики... свежесть, согласие и живость красок, все доказывает его очарование, ум и вкус».

В 1816 году, пользуясь своим правом на заграничное пенсионерство, в возрасте 34 лет, Кипренский отправился в Италию с целью создать большую историческую картину. Какое-то время он проводит в Германии и Швейцарии, где за ряд работ избирается членом Женевского художественного общества. В том же году ему был заказан автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.
В Италии Кипренский работает над сюжетом «Аполлон, поражающий Пифона» — аллегорией победы Александра I над Наполеоном. Эта работы была отложена и так и не завершена. Позднее он пишет «Анакреонову гробницу», представленную на выставке в Риме. Но по-прежнему неизменным успехом пользуются его портреты.
«Кипренский делает честь России»,— писал в Петербург Батюшков, который был дипломатическим представителем в Риме. В 1819 г. были написаны широко известные портреты С.С. Щербатовой и А.М. Голицына.
Вследствие личного конфликта с русским посланником в Риме А.Я. Италинским имя Кипренского окружено клеветническими наветами. Родилась зловещая сплетня об убийстве Кипренским своей натурщицы, его обвинили в связи с итальянскими карбонариями, боровшимися против австрийского господства и др. В 1822 г. художнику пришлось покинуть Италию.
Около шестнадцати лет Кипренский проводит в Париже, где его работы пользовались невероятным успехом. Здесь был написан портрет Екатерины Авдулиной, признанный одним из лучших в творчестве художника. На пути домой Кипренский задержался в Мариенбаде, общался с известным немецким поэтом, автором «Фауста» Иоганном Вольфгангом Гёте, и дважды писал его портрет.

В Петербурге, куда Кипренский добрался лишь к лету 1823 г., его встретили неожиданно холодно. Не последнюю роль в этом сыграли распространяемые недоброжелателями слухи о его пребывании в Риме. Художник болезненно переживал отчуждение в обществе, отсутствие заказов от Академии. Его пригласил в свой дом и обеспечил заказами сын крепостной актрисы П. Жемчуговой, Д.Н. Шереметев.
В этот период Кипренский создал портеры В.А.Жуковского, П.А. Вяземского, трагической актрисы Н.С. Семеновой, мецената А.Р. Томилова.

В 1825 г. Кипренским был написан лирический «Портрет художницы», находящийся в нашем собрании. Известно, что до 1953 г. портрет находился в коллекции Государственного Русского музея.
Среди лучших произведений художника - написанный в 1827 году портрет великого русского поэта А.С. Пушкина:
«Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит».

К 235-летию О.А. КипренскогоК 235-летию О.А. Кипренского


На родной земле душа Кипренского не спокойна, и он уезжает в Италию в 1828 году, чтобы продолжать творческие поиски. В Италии, в Риме он и прожил до конца жизни. В этот период художник много путешествует, пишет портреты Б.Торвальдсена и Ф.А.Голицына (оба 1833), жанровые сценки. Лучшим из произведений последних лет считается групповой портрет «Читатели газет в Неаполе» (1831), явившийся откликом на революционное движение в Польше в 1830-1831 годах.
В 1836 г. Кипренский начал задумываться о возвращении на родину, но заболел воспалением легких и умер в Риме 5 (17) октября, в возрасте 54 лет.

Творчество Ореста Адамовича Кипренского занимает значительное и важное место в русской живописи, является отражением целого периода русской культуры.