Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Архив новостей

Январь 2018 (10)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (23)
Октябрь 2017 (24)
Сентябрь 2017 (21)
Август 2017 (18)

Карл Викентьевич Лемох (1841 – 1910). Без кормильца. 1898. Холст, масло.

Карл Викентьевич Лемох  (1841 – 1910). Без кормильца. 1898. Холст, масло.Карл Викентьевич Лемох  (1841 – 1910). Без кормильца. 1898. Холст, масло.

Карл Викентьевич Лемох (1841 – 1910). Без кормильца. 1898. Холст, масло.


Кризис салонного академического искусства 50-60х гг. XIX века обусловил появление нового, реалистического направления в искусстве. Его развитие связывается с так называемым Бунтом Четырнадцати.
К столетнему юбилею утверждения устава Академии Художеств Екатериной II Совет Академии учредил новые правила проведения конкурса для выпускников. Претендентам разрешалось лишь один раз участвовать в конкурсе. Вместо обязательного сюжета конкурсантам предписывалось изобразить какое-либо чувство (грусть, тоска по отчизне и проч.) на заданную общую тему.
Решив, что новые правила ставят жанровых и исторических живописцев в неравное положение, группа выпускников, возглавляемая И.Н. Крамским, 8 октября 1863 года подала в Совет Императорской Академии художеств письменное прошение. В нем содержалась просьба предоставить свободный выбор сюжета по желанию участвующего, если заданная Советом тема не отвечает личным наклонностям художника. Прошение было оставлено без внимания, и тринадцать художников, а вслед за ними и скульптор Василий Крейтан демонстративно покинули Академию. Основанная ими Артель свободных художников несколько лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству.
Московские художники Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, В. Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество.

Первая выставка Товарищества художественных передвижных выставок состоялась (17) 29 ноября 1871 г. в Санкт-Петербурге, в залах Академии художеств. В ее состав вошли 46 полотен.
Публика отнеслась к этой выставке с большим вниманием и сочувствием. В общей сложности выставку посетило более 30 тысяч человек. Петербургские обозреватели обращали внимание на то, что выставка «по достоинству выставленных картин далеко оставляет за собой прежние выставки, в последнее время, видимо, начавшие клониться к упадку».
Народность и реализм стали основными чертами искусства художников круга передвижников.
Известным живописцем бытовых сцен был Карл Викентьевич Лемох (1841 – 1910), участник «Бунта четырнадцати». Лемох отразил в своем творчестве сцены из русского крестьянского быта, с его горем и радостями. Жанровая сцена «Без кормильца» передает зрителю ощущение безысходности, отчаяния семьи, оставшейся в жестоком мире без сочувствия и поддержки (мы можем видеть в экспозиции один из вариантов этой картины).