Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Форум Карта гостя

Архив новостей

Ноябрь 2018 (16)
Октябрь 2018 (30)
Сентябрь 2018 (23)
Август 2018 (8)
Июль 2018 (18)
Июнь 2018 (27)

Программа «Симферополь — культурная столица»

План мероприятий
ГБУРК «Симферопольский художественный музей»
по программе «Симферополь — культурная столица»
на 2017/2018 учебный год


1. Посещение выставок с экскурсионным обслуживанием и проведением мастер-классов
Учащиеся познакомятся с творчеством современных художников, произведениями искусства мастеров XVI – XX вв. из собраний музеев Российской Федерации, узнают о направлениях и тенденциях развития современного искусства, а также получат навыки владения кистью и карандашом различными техниками народных ремесел на мастер-классах.
Календарь выставок на 2018 год

2. Занятия по художественно-эстетическому воспитанию и образованию на основе коллекции музея для подрастающего поколения:
- для детей 3-7 лет (см. ниже);
- для учащихся 1-4 классов (см. ниже);
- для учащихся 5-8 классов (см. ниже);
- для учащихся 9-11 классов и студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования (см. ниже).
На занятиях учащиеся познакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, примут участие в интерактивных экскурсиях, проходящих в игровой форме. Получат базовые знания по основам мировой культуры и искусства, поучаствуют в мастер-классах с профессиональными художниками, научатся понимать живопись и узнают какие тайны хранят произведения искусств, познакомятся с творчеством знаменитых художников, а также поучаствуют во встречах с интересными людьми.

3. Тематические экскурсии по постоянной экспозиции
Учащиеся познакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства русских и зарубежных мастеров XV – XXI вв. и историей Офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка, в здании которого расположен музей.

4. Мастер-классы:
«Основы рисунка и живописи»
Учащиеся под руководством опытного педагога получат навыки по составлению композиции, научатся основам рисунка, будут развивать художественный вкус и чувство гармонии, образное мышление, воображение и память, внимательность, наблюдательность и мелкую моторику, а самое главное, умение видеть и понимать прекрасное.
Проводит методист научно-образовательной деятельности, художник декоративно-прикладного искусства, педагог Н.Н. Стерхова
1. Краски моря. Рисуем морской пейзаж по картине И.К. Айвазовского.
Материалы: бумага, акварель.
2. Осенние мотивы. Рисуем красивый горный ландшафт в тёплых осенних тонах, взяв за основу картину В.Д. Поленова «Осенний пейзаж». Материалы: бумага, акварель.
3. Очарование Крыма. Создаём крымский пейзаж по картине И.Е. Крачковского. Материалы: бумага, акварель.
4. Дары крымской земли. Пишем натюрморт по картинам художника Н.С. Барсамова. Материалы: бумага, карандаш, гуашь.
5. Военный парадный портрет. Учимся рисовать парадный портрет по живописным полотнам С.С. Щукина «Павел I», И. Риго «Пётр I».
6. «Окно в природу». Рисование, вырезание и расписывание птиц. Материалы: бумага, карандаш, картон.
7. Прогулка в лесу. Создаем графическую работу, взяв за основу картины И.И. Шишкина «Дубы», «Лесная порубка». Зарисовки в музейных залах, копирование. Материалы: бумага, карандаш, акварель.
8. «Душа похожа на картину...». Изучаем язык изобразительного искусства. Смотрим, рисуем, обсуждаем картины; учимся СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ.
9. О доблести, о подвигах. Создаем картину по произведениям классика батальной живописи Н.С. Самокиша. Материалы: бумага, карандаш, акварель.
10. «Крымский пейзаж». Создаем картину, взяв за основу работу И.К. Богаевского «Горный пейзаж». Материалы: бумага, акварель.
11. «Мир глазами кошки». Материалы: бумага, акварель.
12. Создаем уникальную картину по работам художника акварелиста М.Волошина. Материалы: бумага, акварель.
13. Создаем картину «Образ матери на полотнах СХМ»
14. Рисуем, смешивая цвета «Шары» (бумага, акварель).
15. Создаем картину «Детские истории».

Мастер-классы, приуроченные к Великой Победе
1. «О той Весне»
Создаем графическую работу, взяв за основу картину Н.Ф. Бортникова «Май 1945 года», а также произведения других художников о событиях Великой Отечественной войны.
2. «Памяти фронтовых художников»
Пишем с натуры натюрморт — настроение (кисти, палитра, военные ордена, фронтовое письмо и др.)

Мастер-классы по аппликации
1. Авторская художественная открытка (цветная бумага, клей)
2. Музейный сувенир (цветная бумага, клей)
3. Креативная аппликация «Крым» (цветная бумага, клей)
4. «Мир животных» (рваная аппликация — создаем животных из кусочков цветной бумага; материал: картон, цветная бумага, акварель, клей).
5. «Натюрморт» (аппликация из лоскутов материи; материалы: картон, цветные лоскуты материи, клей).

«Лепка из пластилина и пластилиновая живопись»
Учащиеся познакомятся со свойствами пластилина, научатся лепить разные фигуры, соединять их в композиции. Занятия развивают мелкую моторику; стимулируют воображение и фантазию ребенка; развивают координацию пальцев. По пластилиновой живописи научаться создавать на плоскостях рельефные картин из пластилина; смешивать цвета для получения более светлого или темного оттенка и освоить прием «вливания цвета в цвет».
1. «Праздничное чаепитие» (лепка из глины, для воспитанников дошкольных общеобразовательных учреждений)
2. «Лето в ладошках» (создание из цветного пластилина фантастических картин)
3. «Сказка в ладошках» (создание собственной творческой работы по сказке «Теремок»», рисование цветным пластилином)
4. «Пластилиновый мир Антарктиды» (рисование цветным пластилином)
5. «Кошка с мышкой» (лепка из пластилина)
6. «Мир животных» (лепка из пластилина)
7. «Подводный мир» (лепка из пластилина)
8. «Лето — море — солнце» (рисование цветным пластилином)
9. «Яблоки на яблоне» (лепка из пластилина)
10. «Осеннее дерево» (рисование и лепка из пластилина)
11. «Новогодний натюрморт» (рисование цветным пластилином).

«Занятия с кинетическим песком»
Учащиеся (дети с особыми физическими возможностями) познакомятся с уникальными свойствами песка. Песок занимает и успокаивает ребенка, развивает творческие и когнитивные навыки. Играя с песком, дети развивают моторику рук и воображение. Песок оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания.

«Песочная анимация» (песочная анимация на английском языке)
Учащиеся (дети с особыми физическими возможностями) познакомятся с уникальными свойствами песка. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует; развивает мелкую моторику, речь, мышление, координацию движений, пространственное восприятие.
Занятия на английском языке для учащихся специализированных учебных заведений способствуют улучшению лексики, аудированию, развивают творческие и познавательные способности.
1. «Зимняя сказка»
2. «Весенний праздник» (8 марта)
3. «День Победы»
4. «Крымский пейзаж»
5. «Песочная история на английском языке»
6. «Сова», «Кот и рыбка»
7. «Кошка на окошке»
8. «Весенний пейзаж на стекле»
9. «Черепашка»
10. «Лето в цветах»
11. «Портрет», к Международному дню отца
12. «Птицы и бабочки».

7. Медиа-лекторий «Уроки мужества»
Учащиеся встретятся с участниками боевых действий, ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, с жителями блокадного Ленинграда и детьми войны, увидят кадры военной кинохроники, познакомятся с живописными произведениями батального жанра. Встречи нацелены на усвоение обучающимися ценностей и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «свобода и ответственность», «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие».
Темы «Уроков мужества»
1. Первая Мировая война 1914 – 1918 гг. в карикатурах А. Лебедева (текст, иллюстрация, презентация).
2. Подвиг Эрмитажа: ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады.
3. «Который год полёт в бессмертье длится…»: к Дню Великой Победы.
4. Летопись Аджимушкая на полотнах Н.Я. Бута.
5. Ю.В. Волков — художник, написавший подвиг.
6. «Честь русского мундира».
7. «…И шар земной гордится Ленинградом»
8. «По праву памяти живой...» (День защитника Отечества).
9. «День памяти воинов-интернационалистов».
10. «Вернулась в город мирная весна...» (День освобождения Симферополя немецко-фашистских захватчиков).
11. «Не меркнет память сердца...».
12. «И шла по Красной площади война...».

8. Медиа беседы «История искусства»
Учащиеся познакомятся с историей мирового искусства, его мастерами, основными видами и жанрами изобразительного искусства.

I. «История искусства»
1. «Акварель»
2. «Первобытное искусство»
3. «Античная скульптура»
4. «Искусство античности Северного Причерноморья»
5. «Искусство Древнего Крыма»
6. «Живопись»
7. Искусство раннего Средневековья»
8. «Искусство Фландрии XVII века в собрании Симферопольского художественного музея»
9. «Искусство барокко и рококо» (музыкальное сопровождение)
10. «Каролингское возрождение»
11. «Искусство русского барокко и рококо» (музыкальное сопровождение)
12. «Искусство Серебряного века»
13. «Русское искусство XVIII века: живопись, скульптура, архитектура, литература»
14. «Русское искусство первой половины XIX века: живопись, скульптура, архитектура, литература»
15. «Русское искусство второй половины XIX века»
16. «Расцвет английской живописи XVIII-XIX веков»
17. «Французская живопись: от готики до Ренессанса»
18. «Импрессионисты»
19. «Романтизм в живописи»
20. «Творчество передвижников»

II. «Мастера мирового искусства»
1. «Василий Суриков» - лектор С.А. Глазунова
2. «Каждая форма есть мир: Казимир Малевич» - лектор А.Ю. Кугушева
3. «Великие художницы» - лектор Д.В. Фращенко
4. «Гении и злодеи Ренессанса» - лектор Е.Е. Бородина
5. «Виктор Васнецов» - лектор Ю.В. Розен
6. «Поль Гоген» - лектор А.Ю. Кугушева
7. «Мастера русской иконописи» - лектор Ю.В. Розен
8. «Кузьма Петров-Водкин» - лектор Д.В. Фращенко
9. «Винсент ван Гог» - лектор Е.А. Старостина
10. «Ироний поп-арта: Рой Лихтенштейн» - лектор А.Ю. Кугушева
11. «Франсиско Сурбаран» - лектор Е.Е. Бородина
12. «Эдвард Мунк» - лектор Д.В. Фращенко

III. «Беседа по одной картине»
1. Щукин С.С. Портрет Павла Первого — лектор А.Ю. Кугушева.
2. Робертсон К. Портрет Марии Барятинской — лектор Д.В. Фращенко.
3. Дубовской Н.Н. Крымский пейзаж — лектор Е.А. Старостина.
4. Каневский К.К. Портрет И.Ф. Паскевича — лектор А.Ю. Кугушева.
5. Маковский К.Е. Портрет К.П. Кауфмана — лектор А.Ю. Кугушева.
6. Иоганн Готфрида Пулиана. Аахенский собор: наследие Карла Великого и полотно (сопровождается показом фильма «Неизвестная Европа» Т. Китниса) — лектор А.Ю. Кугушева.
7. Н.Н. Ге «На месте погребения Христа» (или «Раскаяние Иуды») — лектор Д.В. Фращенко.

IV. «Виды и жанры изобразительного искусства»
1. «Живопись» — лектор Д.В. Фращенко.
2. «Язык скульптуры» — лектор А.Ю. Кугушева.
3. «В царстве графики» — лектор А.Ю. Кугушева.
4. «Себя, как в зеркале, я вижу…» (портрет) — лектор Д.В. Фращенко.
5. «Пейзаж» — лектор Е.А. Старостина.
6. «Русский и советский фарфор в собрании Симферопольского художественного музея» — лектор А.Ю. Кугушева.
7. «Песнь камня и пламени: европейский фарфор в собрании Симферопольского художественного музея» — лектор А.Ю. Кугушева.

9. Семейная изостудия
Еженедельные занятия по рисунку, живописи, композиции (по субботам) без возрастных ограничений по индивидуальной программе.
Проводит методист научно-образовательной деятельности, художник декоративно-прикладного искусства, педагог Н.Н. Стерхова

10. Праздничная программа: День рождение в музее
Индивидуальная игровая программа для именинника (по предварительным заявкам).

11. Уроки в музее
Преподавателям литературы, истории, изобразительного искусства, мировой культуры предлагается провести свои уроки в залах Симферопольского художественного музея. Сотрудники музея помогут вам подобрать репродукции, слайды, музыкальные произведения, подготовить и провести урок и мастер-класс по предварительной согласованной тематике. Преподавателю и учащимся предоставляется возможность воспользоваться литературой по изобразительному искусству, истории из научной библиотеки музея.

12. Выездная презентация «Знакомьтесь, Симферопольский художественный музей»
Медиа-презентация музейной коллекции.

Программа
для детей 3 – 7 лет


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Вводное занятие «Офицерское собрание и храм муз»
2. «Весна Победы», посвященное Великой Победе
3. Сказки на старинных полотнах. «О добром сказочнике и чутком художнике (по картине А. Ценкгайзена «Девочка со спичками»).

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скульптура:
1. «Грива — ветер, сам — огонь...» (о скульптурах лошадей)
2. Барашек и все-все-все
Живопись:
1. Почему картины — живые?
Древнерусская живопись
2. Свет золотой (икона «Рождество Христово»)
3. Как создавали иконы
Графика:
1. Танцующие линии

ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Пейзаж:
1. Сколько красок у волны (морской пейзаж)
2. «И любое время года мы в картине разглядим…»
3. Сказка про Художника, Волну и Морской Ветер (по картинам И.К. Айвазовского)
4. Мастер света (по картине А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»)
5. Лесными дорожками (по картинам И.И. Шишкина)
6. Зимняя палитра
7. Краски Весны
Портрет:
1. Первое знакомство с портретом
2. Кто поедет на бал? (парадный портрет)
3. Маленький принц и другие (детские портреты)
Натюрморт:
1. Тайна жёлтого чемоданчика
2. «Вкусные» картины (по картинам Н.С. Барсамова)

ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Где вы, солнечные лучики? (свет и тень на картине)
2. Дружные краски (цвет)

Примечание: Занятия включают мастер-классы по рисованию. Программа (содержание, количество занятий по каждой теме и др.) может быть дополнена по согласованию с образовательными учреждениями.

Программа
для учеников 1 – 4 классов


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Вводное занятие «Офицерское собрание и храм муз».
2. «Весна Победы», посвященное Великой Победе.
3. «Художник и воин» (о творчестве Юрия Волкова), посвященное Великой Победы.

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скульптура:
1. «Грива — ветер, сам — огонь...» (о скульптурах лошадей)
2. Когда оживает камень
Живопись:
1. Почему картины — живые?
Древнерусская живопись
2. Свет золотой (икона «Рождество Христово»)
3. Как создавали иконы
4. Живой источник (об иконах Богородицы)
Графика:
1.Танцующие линии
2.Где живёт прабабушка фотографии
Архитектура
Застывшая музыка

ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Пейзаж:
1. «Сколько красок у волны» (морской пейзаж)
2. «И любое время года мы в картине разглядим…»
3.«Сказка о художнике и волшебном ожерелье» (по картинам И.К. Айвазовского)
4. «Мастер света» (по картине А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»)
5. «Лесными дорожками» (по картинам И.И. Шишкина)
6. «Зимняя палитра»
7. «Краски Весны»
8. «Киммерийский странник» (по картинам М. Волошина)
9. «На прогулку в лес осенний» (пейзаж)
10.«Осенняя мозаика» (пейзаж)
Портрет:
1. В гостиной у Джованины
2. Кто поедет на бал? (парадный портрет)
3. Маленький принц и другие (детские портреты)
Натюрморт:
1. «Если видишь на картине чудо-вазу на столе...»
2. «Вкусные» картины (о творчестве Н.С. Барсамова)
Батальный жанр:
О доблести, о подвигах (художник — баталист Николай Самокиш)

ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Когда не спорят свет и тень
2. Дружные краски (цвет)
3. И шёлк, и бархат (фактура)

МЕДИА БЕСЕДЫ
Герои русской истории
1. Сколько профессий у царя? (Пётр I)
2. В гости к императрице (Екатерина II)

Программа
для учеников 5 – 8 классов


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Премудрости этикета (7 лекция о моде).
2. Арт-проект «Времена года» в экспозиции музея (мастер-класс: создание музейной открытки).
3. «Мода в музее» (тематическая экскурсия, слайд-презентация, фотосессия).
4. Впервые «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА» (из собрания Симферопольского художественного музея)

ЭКСКУРСИИ
I. Обзорная экскурсия по залам музея
II. Тематические экскурсии:
1. «По улице Долгоруковской» (экскурсия, лекция)
2. «Русская живопись»
3. «Отечественная история на полотнах художников»
4. «Художники солнечного Крыма»
5. «Диалог вещей» (натюрморт)
6. «Сказки, мифы и легенды в произведениях изобразительного искусства»
7.«Тихая жизнь»: западноевропейский натюрморт в собрании Симферопольского художественного музея»
8. «Детские образы в живописи»
9. «Пейзаж- настроение»
10.«Себя, как в зеркале, я вижу…» (портрет)

Программа
для учеников 9 – 11 классов
и студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Премудрости этикета (7 лекция о моде).
2. Арт-проект «Времена года» в экспозиции музея (мастер-класс: создание музейной открытки).
3. «Мода в музее» (тематическая экскурсия, слайд-презентация, фотосессия).
4. Впервые «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА» (из собрания Симферопольского художественного музея)

ЭКСКУРСИИ
I. Обзорная экскурсия по залам музея
II. Тематические экскурсии:
1. «Русская живопись»
2. «Западноевропейское искусство»
3. «Батальная и историческая живопись»
4. «Крымские художники»
5. «Античные сюжеты в собрании Симферопольского художественного музея»
6. «Библейские сюжеты в собрании Симферопольского художественного музея»
7.«Западноевропейский натюрморт в собрании Симферопольского художественного музея»
8.«Коллекция западноевропейского фарфора в собрании Симферопольского художественного музея»
9. «Икона — священный предмет церковного искусства»
10. «Пейзаж- настроение»