Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 125-летию Н.С. Барсамова
5 ноября исполняется 125 лет со д

Архив новостей

Ноябрь 2017 (17)
Октябрь 2017 (24)
Сентябрь 2017 (21)
Август 2017 (18)
Июль 2017 (15)
Июнь 2017 (30)

Музейная педагогика

Огромное внимание в Симферопольском художественном музее уделяется музейной педагогике. Опыт музея свидетельствует, что музейные работники сумели во многом перестроить традиционную музейную деятельность, акцентировав внимание на работе с детьми и подростками, арсенал средств и методов которой постоянно пополняется. Постепенно складывается ситуация, при которой музей и дети становятся одинаково необходимы друг другу. С одной стороны, именно детская аудитория является самой восприимчивой и благодарной при умелой с ней работе; общение с такой аудиторией несёт моральное удовлетворение и вдохновение работникам музея. С другой стороны, музей необходим подросткам и детям как важный компонент не только процесса образования, но и воспитания патриотических чувств, потребности в творчестве, любознательности.

Уже не один год в музее работает программа «Симферополь — культурная столица Крыма». Работа по программе строится на основании цели, сформулированной великим педагогом В.А. Сухомлинским: «Научить ребёнка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе». Она стремится достичь этого результата, потому что с культуры детства берёт начало культура общества. Духовность корнями уходит в юные годы человека. Разного рода исследования свидетельствуют, что все упущения в культурном развитии детей впоследствии восполняются трудно и далеко не всегда. Сегодняшняя культура детства во многом определит завтрашнюю судьбу страны. Поэтому так велика роль приобщения ребёнка к миру культуры, роль целенаправленной музейно-педагогической работы.

Реализация программы «Симферополь — культурная столица Крыма» ведётся в нескольких направлениях:

■ Работа с учащимися школ и вузов Симферополя и Симферопольского района.
■ Работа с педагогами города. Для них проводится информационная встреча, помогающая осознать духовное значение культуры в жизни человека. Ежемесячные встречи позволяют педагогам обсуждать вопросы нравственно-эстетического развития подрастающего поколения и самим приобщаться к прекрасному. Программа информационной встречи включает вступительное слово директора Симферопольского художественного музея, председателя Симферопольского городского общества Рерихов, доктора философии, психолога Л.В. Кудряшовой о новейших достижениях в области педагогики, искусства, культуры. Постоянный диалог с педагогами проводится уже восьмой год.
■ Работа с семьями по приобщению к искусству. При музее с 2009 года работает ИЗОСТУДИЯ, где можно заниматься детям и родителям вместе.
■ Лекторий выходного дня
■ Английский в музее

Специфика музейного дела такова, что она имеет огромную потенциальную силу воздействия на ум и душу человека благодаря наглядности и возможности невербального общения с искусством, поэтому работники Симферопольского художественного музея стараются, чтобы их музей стал по-настоящему Культурным центром не только Симферополя, но и Крыма.

Лекции
в Симферопольском художественном музее



Ежемесячные тематические лекции 2017 года

1. Творческое наследие П.П. Рубенса (январь)
2. Античность (февраль)
3. Предвестники революции (март)
4. Древнерусское искусство (апрель)
5. Павел Корин (май)
6. Импрессионизм (июнь)
7. Традиции Абрамцево и Талашкино в культуре рубежа веков (июль)
8. Художники революции (август)
9. Максимилиан Волошин (сентябрь)
10. Анатолий Козлов (октябрь)
11. Н.С.Барсамов – художник, искусствовед, музейщик (ноябрь)
12. Стиль модерн (декабрь)

Лекторий по истории мирового искусства для учащихся:

13. Искусство древнего мира
(Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Древняя Греция и Рим, Древний Китай и Индия).
14. Искусство европейского средневековья
(Западная Европа романского и готического периода, Византия)
15. Искусство эпохи Возрождения
(Итальянское Возрождение, Северное Возрождение)
16. Европейское искусство 17-18 веков
(Искусство Голландии, Фландрии, Испании, Франции, Италии)
17. Европейское искусство 19 века
(Немецкий и французский романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, стиль модерн)
18. 20 век в мировом искусстве
(направления в искусстве Европы и США, архитектура США)

Лекторий по истории отечественного искусства для учащихся:
19. Древнерусское искусство IX- XVII вв.
(архитектура, монументальная живопись, икона)
20. Русское искусство XVIII века
(архитектура, скульптура, живопись)
21. Русское искусство начала XIX в.
(архитектура, живопись)
22. Русское искусство середины — второй половины 19 века (передвижники)
23. Русское искусство рубежа 19 — 20 веков
(живопись, графика, архитектура, «Мир искусства»)
24. Русское искусство начала 20 века (авангард)
25. Советское искусство 1920-1980-е гг. (архитектура, скульптура, живопись)


Арт-проект «Мода в музее»

Тематическая экскурсия и слайд-презентация «На пороге портретного зала»


Мультимедийный проект «7 лекций о моде: от Ромула до наших дней»

1. Похожие и непохожие : первые каноны красоты Древнего мира (Египет и Ассирия)
2. Великое наследие Античности: идеал человека доблестного и прекрасного (Греция, Рим)
3. Христианское служение. Византийский канон. Русская иконопись
4. Готика forever: идеалы Доблестного Рыцаря и Прекрасной Дамы (Западноевропейское искусство)
5. Гении и злодеи Ренессанса
6. Большие королевские стили - Версальские моды. Икона стиля Людовик XIV – король-Солнце
7. Классицизм, стиль «Денди». XIX век в коллекции музея
8. Неисчерпаемый ХХ век, базисные стили моды
9. Стилистика постмодерна в музее и в моде

Мастер-классы в залах музея

1. Занятия Семейной изостудии
2. Песочная анимация, кинетический песок
3. Изготовление музейного сувенира с использованием логотипа музея (авторские техники и приемы декоративно-прикладного искусства)


План мероприятий
Государственного бюджетного учреждения «Симферопольский художественный музей» по программе
«Симферополь — культурная столица»
на 2017/2018 учебный год


1. Посещение выставок с экскурсионным обслуживанием и проведением мастер-классов (Приложение № А);
Учащиеся познакомятся с творчеством современных художников, произведениями искусства мастеров XVI – XX вв. из собраний музеев Российской Федерации, узнают о направлениях и тенденциях развития современного искусства, а также получат навыки владения кистью и карандашом различными техниками народных ремесел на мастер-классах.

2. Занятия по художественно-эстетическому воспитанию и образованию на основе коллекции музея для подрастающего поколения:
- для детей 3-7 лет (приложение № Б);
- для учащихся 1-4 классов (приложение № В);
- для учащихся 5-8 классов (приложение № Г);
- для учащихся 9-11 классов и студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования (Приложение № Д).
На занятиях учащиеся познакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, примут участие в интерактивных экскурсиях, проходящих в игровой форме. Получат базовые знания по основам мировой культуры и искусства, поучаствуют в мастер-классах с профессиональными художниками, научатся понимать живопись и узнают какие тайны хранят произведения искусств, познакомятся с творчеством знаменитых художников, а также поучаствуют во встречах с интересными людьми.

3.Тематические экскурсии по постоянной экспозиции (Приложение № Б-Д);
Учащиеся познакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства русских и зарубежных мастеров XV – XXI вв. и историей Офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка, в здании которого расположен музей.

4.Мастер-классы (Приложение № Е):
«Основы рисунка и живописи»
Учащиеся под руководством опытного педагога получат навыки по составлению композиции, научатся основам рисунка, будут развивать художественный вкус и чувство гармонии, образное мышление, воображение и память, внимательность, наблюдательность и мелкую моторику, а самое главное, умение видеть и понимать прекрасное.

«Лепка из пластилина и пластилиновая живопись»
Учащиеся познакомятся со свойствами пластилина, научатся лепить разные фигуры, соединять их в композиции. Занятия развивают мелкую моторику; стимулируют воображение и фантазию ребенка; развивают координацию пальцев. По пластилиновой живописи научаться создавать на плоскостях рельефные картин из пластилина; смешивать цвета для получения более светлого или темного оттенка и освоить прием «вливания цвета в цвет».
«Занятия с кинетическим песком»
Учащиеся (дети с особыми физическими возможностями) познакомятся с уникальными свойствами песка. Песок занимает и успокаивает ребенка, развивает творческие и когнитивные навыки. Играя с песком, дети развивают моторику рук и воображение. Песок оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания.
«Песочная анимация» (песочная анимация на английском языке)
Учащиеся (дети с особыми физическими возможностями) познакомятся с уникальными свойствами песка. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует; развивает мелкую моторику, речь, мышление, координацию движений, пространственное восприятие.
Занятия на английском языке для учащихся специализированных учебных заведений способствуют улучшению лексики, аудированию, развивают творческие и познавательные способности.

7. Медиа-лекторий «Уроки мужества» (Приложение № Ж);
Учащиеся встретятся с участниками боевых действий, ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, с жителями блокадного Ленинграда и детьми войны, увидят кадры военной кинохроники, познакомятся с живописными произведениями батального жанра. Встречи нацелены на усвоение обучающимися ценностей и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «свобода и ответственность», «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие».

8. Медиа беседы «История искусства» (Приложение № З).
Учащиеся познакомятся с историей мирового искусства, его мастерами, основными видами и жанрами изобразительного искусства.
Уроки в музее.
Преподавателям литературы, истории, изобразительного искусства, мировой культуры предлагается провести свои уроки в залах Симферопольского художественного музея. Сотрудники музея помогут вам подобрать репродукции, слайды, музыкальные произведения, подготовить и провести урок и мастер-класс по предварительной согласованной тематике. Преподавателю и учащимся предоставляется возможность воспользоваться литературой по изобразительному искусству, истории из научной библиотеки музея.
9. Студии:
- Семейная изостудия — еженедельные занятия по рисунку, живописи, композиции (по субботам) без возрастных ограничений по индивидуальной программе.
10. Выездная презентация «Знакомьтесь, Симферопольский художественный музей» с медиа - презентацией музейной коллекции.

ПЛАН ВЫСТАВОК НА 2017 г.:

1. «Другая история».
Ксения Симонова. Живопись, графика. (Евпатория) 20 января –
20 февраля
2. Персональная выставка В.А. Чижова
(Крымская война 1854-1856 гг.). Живопись.(Севастополь) 29 января –
28 февраля
3. III Триеннале молодых художников 24 марта –
18 апреля
4. Живопись Э.Я. Магдесиана.
Из фондов СХМ. 21 апреля –
15 мая
5. Создание экспозиции «Мир детства» зал № 3 (флигель).
Из фондов СХМ апрель
6. Ко дню Победы.
Крымские художники о войне.
Из фондов СХМ. 21 апреля –
15 мая
7. Выставка работ преподавателей и студентов факультета дизайн КИПУ 19 мая –
19 июня
8. Русский городской текстиль.
Из коллекции Л.А. Манковой. 23 июня –
11 июля
9. Живопись В.Д. Бернадского.
Из фондов СХМ. 23 июня –
08 августа
10. Крымский маринистический пейзаж.
К 200-летию И.К. Айвазовского.
Из фондов СХМ. 14 июля –
08 августа
11. Живопись
Романа Ляпина
(Санкт-Петербург) 11 августа –
05 сентября
12. «Как молоды мы были...»
Отечественное искусство 1965-1985.
Из фондов СХМ. 8 сентября –
3 октября
13. Персональная выставка Е.А. Молчановой.
Живопись 07 октября –
31 октября
14. Живопись Н.С. Барсамова.
Из фондов СХМ 04 ноября –
02 декабря
15. Выставка графики А.П. Кропко. 04 ноября –
02 декабря
16. Живопись Э.А. Емельянцева (Джанкой) 5 декабря –
19 декабря
17. VI Биеннале самодеятельных художников 22 декабря –
20 января 2018 г.

Программа
для детей 3 – 7 лет
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Вводное занятие «Офицерское собрание и храм муз»
2. «Весна Победы», посвященное Великой Победе
3. Сказки на старинных полотнах. «О добром сказочнике и чутком художнике (по картине А.Ценкгайзена «Девочка со спичками»), посвященное году литературы.
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скульптура:
1. «Грива — ветер, сам — огонь...» (о скульптурах лошадей)

Живопись:
1. Почему картины — живые?
Древнерусская живопись
2. Свет золотой (икона «Рождество Христово»)
3. Как создавали иконы
Графика:
1. Танцующие линии
ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Пейзаж:
1. Сколько красок у волны (морской пейзаж)
2. «И любое время года мы в картине разглядим…»
3. Сказка про Художника, Волну и Морской Ветер (по картинам И.К. Айвазовского)
4. Мастер света (по картине А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»)
5. Лесными дорожками (по картинам И.И. Шишкина)
6. Зимняя палитра
7. Краски Весны
Портрет:
1. Первое знакомство с портретом
2. Кто поедет на бал? (парадный портрет)
3. Маленький принц и другие (детские портреты)
Натюрморт:
1. Тайна жёлтого чемоданчика
2. «Вкусные» картины (по картинам Н.С. Барсамова)
ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Где вы, солнечные лучики? (свет и тень на картине)
2. Дружные краски (цвет)

Примечание: Занятия включают мастер-классы по рисованию. Программа (содержание, количество занятий по каждой теме и др.) может быть дополнена по согласованию с образовательными учреждениями.

Программа
для учеников 1 – 4 классов

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Вводное занятие «Офицерское собрание и храм муз».
2. «Весна Победы», посвященное Великой Победе.
3. Художник и воин (о творчестве Юрия Волкова), посвященное Великой Победы.
4. Сказки на старинных полотнах. «О добром сказочнике и чутком художнике (по картине А.Ценкгайзена «Девочка со спичками»), посвященное году литературы.

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скульптура:
1. «Грива — ветер, сам — огонь...» (о скульптурах лошадей)
2. Когда оживает камень
Живопись:
1. Почему картины — живые?
Древнерусская живопись
2. Свет золотой (икона «Рождество Христово»)
3. Как создавали иконы
4. Живой источник (об иконах Богородицы)
Графика:
1.Танцующие линии
2.Где живёт прабабушка фотографии
Архитектура
Застывшая музыка

ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Пейзаж:
1. Сколько красок у волны (морской пейзаж)
2. «И любое время года мы в картине разглядим…»
3. Сказка о художнике и волшебном ожерелье (по картинам И.К. Айвазовского)
4. Мастер света (по картине А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»)
5. Лесными дорожками (по картинам И.И. Шишкина)
6. Зимняя палитра
7. Краски Весны
8. Киммерийский странник (по картинам М. Волошина)
9. «На прогулку в лес осенний» (пейзаж)
10.«Осенняя мозаика» (пейзаж)
Портрет:
1. В гостиной у Джованины
2. Кто поедет на бал? (парадный портрет)
3. Маленький принц и другие (детские портреты)
Натюрморт:
1. «Если видишь на картине чудо-вазу на столе...»
2. «Вкусные» картины (о творчестве Н.С. Барсамова)
Батальный жанр
О доблести, о подвигах (художник — баталист Николай Самокиш)

ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Когда не спорят свет и тень
2. Дружные краски (цвет)
3. И шёлк, и бархат (фактура)

МЕДИА БЕСЕДЫ
Герои русской истории
1. Сколько профессий у царя? (Пётр I)
2. В гости к императрице (Екатерина II)
3. Два адмирала (М.П. Лазарев, П.С. Нахимов)

Программа
для учеников 5 – 8 классов

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Экскурсионный рассказ «Но краски чуждые с летами спадают ветхой чешуёй» (А.С. Пушкин).

ЭКСКУРСИИ
I. Обзорная экскурсия по залам музея
II. Тематические экскурсии:
1. «По улице Долгоруковской» (экскурсия, лекция)
2. «Русская живопись»
3. «Отечественная история на полотнах художников»
4. «Художники солнечного Крыма»
5. «Диалог вещей» (натюрморт)
6. «Сказки, мифы и легенды в произведениях изобразительного искусства»
7.«Тихая жизнь»: западноевропейский натюрморт в собрании Симферопольского художественного музея»
8. «Детские образы в живописи»
9. «Пейзаж- настроение»
10.«Себя, как в зеркале, я вижу…» (портрет)

Программа
для учеников 9 – 11 классов
и студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Экскурсионный рассказ «Но краски чуждые с летами спадают ветхой чешуёй» (А.С. Пушкин)


ЭКСКУРСИИ
I. Обзорная экскурсия по залам музея
II. Тематические экскурсии:
1. «Русская живопись»
2. «Западноевропейское искусство»
3. «Батальная и историческая живопись»
4. «Крымские художники»
5. «Античные сюжеты в собрании Симферопольского художественного музея»
6. «Библейские сюжеты в собрании Симферопольского художественного музея»
7.«Западноевропейский натюрморт в собрании Симферопольского художественного музея»
8.«Коллекция западноевропейского фарфора в собрании Симферопольского художественного музея»
9. «Икона — священный предмет церковного искусства»
10. «Пейзаж- настроение»

ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССОВ

I. По основам рисунка и живописи

1. Краски моря
Рисуем морской пейзаж по картинам М.А. Алисова, И.К. Айвазовского.
Материалы: бумага, акварель.

2. Осенние мотивы
Рисуем красивый горный ландшафт в тёплых осенних тонах, взяв за основу картину В.Д. Поленова «Осенний пейзаж». Материалы: бумага, акварель.

3. Очарование Крыма
Создаём крымский пейзаж по картинам М.И. Янковского, И.Е. Крачковского. Материалы: бумага, акварель.

4. О чём рассказывает икона
Материалы: бумага, карандаш, акварель.

5. Дары крымской земли
Пишем натюрморт по картинам художника Н.С. Барсамова. Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

6. Военный парадный портрет
Учимся рисовать парадный портрет по живописным полотнам С.С. Щукина «Павел I», И. Риго «Пётр I».

7. Графическая работа «Дерево моей мечты»
8. Графическая работа «Моя семья — планета счастья»
9. Создаём и рисуем «Разноцветный мир»
10. Учимся рисовать, рассматривая подлинные произведения художников ХХ века. Зарисовки в музейных залах.
11. «Путешествие по Симферопольскому художественному музею» (живопись).
12. «Подвиг Эрмитажа. Натюрморт. Атрибутика Великой Отечественной войны» (живопись).
13. «Крымская весна», к Годовщине воссоединения Крыма с Россией (живопись).
14. «Окно в природу» (рисование, вырезание и расписывание птиц).
15. «Прогулка в лесу». Создаем графическую работу, взяв за основу картины И.И. Шишкина «Дубы», «Лесная порубка». Зарисовки в музейных залах, копирование. Материалы: бумага, карандаш, акварель.

16. «Душа похожа на картину...»
Изучаем язык изобразительного искусства. Смотрим, рисуем, обсуждаем картины; учимся СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ.

17. О доблести, о подвигах
Создаем картину по произведениям классика батальной живописи Н.С. Самокиша. Материалы: бумага, карандаш, акварель.

Мастер-классы по лепке из пластилина и глины

1. Праздничное чаепитие» (лепка из глины, для воспитанников дошкольных общеобразовательных учреждений).
2. «Лето в ладошках» (создание из цветного пластилина фантастических картин).
3. «Сказка в ладошках» (создание собственной творческой работы по сказке «Теремок»», рисование цветным пластилином).
4. «Сказка в ладошках» (создание собственной творческой работы по сказке П. Бажова «Серебряное копытце», рисование цветным пластилином).
5. «Сказка в ладошках» (создание собственной творческой работы по сказке С.Михалкова «Как старик корову продавал», рисование цветным пластилином).
6. «Пластилиновый мир Антарктиды» (рисование цветным пластилином)

Мастер-классы по песочной анимации, кинетическому песку

1. «Семь песочных сказок»
2. «Весенний праздник» (8 марта)
3. «День Победы»
4. «Крымский пейзаж»
5. «Сливы, яблоки, арбуз»
6. «Песочная история на английском языке»
7. «Натюрморт с тыквами»
8. «Новогодний натюрморт»

II. Мастер-классы, приуроченные к Великой Победе

1. «О той Весне»
Создаем графическую работу, взяв за основу картину Н.Ф. Бортникова «Май 1945 года», а также произведения других художников о событиях Великой Отечественной войны.
2. «Памяти фронтовых художников»
Пишем с натуры натюрморт — настроение (кисти, палитра, военные ордена, фронтовое письмо и др.)

Год экологии

III. Лекции

1. «Если видишь на картине...» - пейзаж и натюрморт в коллекции СХМ
2. Море, море, край безбрежный (к 200-летию Айвазовского)
3. Обзорная экскурсия по залам музея (выставкам) с выбором произведения для фотосессии
4. Погода и мода (в экспозиции музея)
5. Календарь красоты (в экспозиции музея)

IV. Мастер-классы

1. Авторские техники и приемы декоративно-прикладного искусства
2. Изготовление музейного сувенира с логотипом СХМ
3. «Белеет парус одинокий» - авторская техника
4. Возьмемся за руки, друзья!» - групповая творческая работа
5. Радужные бабочки — цветотипы на картинах музея
6. Тематическая фотосессия - «стань моделью СХМ!»
Проводит научный сотрудник, художник-дизайнер, педагог Е.Е. Бородина

МЕДИА-ЛЕКТОРИЙ «УРОКИ МУЖЕСТВА»

1. Первая Мировая война 1914 – 1918 гг. в карикатурах А. Лебедева (текст, иллюстрация, презентация).
2. 8 сентября 1941 года — начало Блокады Ленинграда.
3. Героическая оборона Керчи и Севастополя.
4. Подвиг Эрмитажа: ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады.
5. Мы помним…: к Международному дню памяти узников фашистских концлагерей.
6. «Который год полёт в бессмертье длится…»: к Дню Великой Победы.
7. Летопись Аджимушкая на полотнах Н.Я. Бута.
8. Ю.В. Волков — художник, написавший подвиг.
9. Аллея русской славы. Адмирал П.С. Нахимов.
10. Отзвуки великого сражения. Куликовская битва в литературе и искусстве.
11. «Честь русского мундира».
12. «…И шар земной гордится Ленинградом»
13. «Несовместимы дети и война»
14. «Блокадной вечности мгновенья»
15. «Любимых песен дорогие строки...» (к Дню защитника Отечества)

МЕДИА-БЕСЕДЫ

I. «Публичные лекции»
1. Наследие творчества Питера Пауля Рубенса
2. Античность
3. Предвестники революции
4. Древнерусское искусство
5. Павел Корин
6. Импрессионизм
7. Традиции Абрамцево и Талашкино в культуре рубежа 19-20 веков
8. Художники революции
9. Максимилиан Волошин
10. Анатолий Козлов
11. Барсамов Н.С. - художник, искусствовед, музейщик
12. Стиль модерн
13. Искусство Древнего мира
14. Искусство европейского средневековья

II. «Беседа по одной картине»
1. Щукин С.С. Портрет Павла Первого — лектор А.Ю. Кугушева.
2. Робертсон К. Портрет Марии Барятинской — лектор Д.В. Фращенко.
3. Дубовской Н.Н. Крымский пейзаж — лектор Е.А. Старостина.
4. Каневский К.К. Портрет И.Ф. Паскевича — лектор А.Ю. Кугушева.
5. Маковский К.Е. Портрет К.П. Кауфмана — лектор А.Ю. Кугушева.
6. Иоганн Готфрида Пулиана. Аахенский собор: наследие Карла Великого и полотно (сопровождается показом фильма «Неизвестная Европа» Т. Китниса) — лектор А.Ю. Кугушева.
7. Н.Н. Ге «На месте погребения Христа» (или «Раскаяние Иуды») — лектор Д.В. Фращенко.

III. «Виды и жанры изобразительного искусства»
1. Живопись» — лектор Д.В. Фращенко.
2. «Язык скульптуры» — лектор А.Ю. Кугушева.
3. «В царстве графики» — лектор А.Ю. Кугушева.
4. «Себя, как в зеркале, я вижу…» (портрет) — лектор Д.В. Фращенко.
5. «Пейзаж» — лектор Е.А. Старостина.
6. «Русский и советский фарфор в собрании Симферопольского художественного музея» — лектор А.Ю. Кугушева.
7. «Песнь камня и пламени: европейский фарфор в собрании Симферопольского художественного музея» — лектор А.Ю. Кугушева.