Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Форум Карта гостя

Архив новостей

Ноябрь 2018 (10)
Октябрь 2018 (30)
Сентябрь 2018 (23)
Август 2018 (8)
Июль 2018 (18)
Июнь 2018 (27)

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

Основная экспозиция развернута на двух этажах, ее открывает зал западноевропейской живописи XVII-XIX веков. В зале собраны произведения западно-европейского изобразительного искусства XVI-XX веков, представляющие различные жанры живописи.
Экспозиция позволяет охарактеризовать особенности развития искусства Германии, Голландии, Фландрии, Франции, Италии, а также характер пейзажного, натюрмортного, бытового жанра XVI-XIX веков, традиции академической живописи Западной Европы.
В экспозиции представлены работы, поступившие в СХМ в послевоенные годы, ранее находившиеся в собраниях Эрмитажа, Ялтинского краеведческого музея и др.

Искусство Германии
Библейские сюжеты, жития святых наполняют европейское искусство на протяжении двух тысячелетий. Истоки этого жанра (ответвления исторического) идут от ранних сакральных рисунков в римских катакомбах, к торжественным мозаикам романских соборов; от возвышенных, отрешенных образов святых в готической скульптуре и живописи – к жизнерадостному искусству Ренессанса, мистическим и чувственным образам барокко, строгому академизму XIX столетия.

Иосиф Бастине (1783-1844), ученик Жака Луи Давида, основоположника французского неоклассицизма, создает масштабное произведение «Возвращение Товия» в 1811 г., в парижский период. Виртуозное пластическое решение фигур, цветовые акценты и летящие складки одежды Товия и его отца, ослепшего Товита указывают на зрелую манеру художника круга Жака-Луи Давида (1748 - 1825).
В 1848 г. была написана картина «Золотой век» Рудольфа Юлиуса Гюбнера (1806-1882). Представитель немецкого романтизма, Гюбнер берет за основу литературный сюжет, позаимствованный у Гесиода. Это произведение задумывалось как часть серии, так и не нашедшей воплощения. Незавершенность работы указывает на то, что художник отдал предпочтение другому творческому проекту.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВОЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО


К направлению романтизма относятся также архитектурные мотивы (Иоганн Готфрид Пулиан (1809-1875) «Аахенский кафедральный собор»; Георг Карл Хасенфлуг (1802-1858) «Внутренний вид собора»); жанровые и литературные сцены (Гисберт Флюгген (1811-1901) «Урок танцев»; Август Цинкайзен (1856-1912) «Девочка со спичками»).
Автор миниатюрной «Жанровой сцены» Лоренцо Ковальо (1793-1869), брат известного мюнхенского гравера Доминико Квальо, художник-пейзажист и мастер жанровой живописи, прославился изображениями крестьянства в Верхней Баварии.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВОЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВОЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО


Искусство Франции.
Камерная жанровая сценка «Вязание (Вязальщица)» художника Исидора Патруа (1815-1881) является одним из немногих произведений французской школы в собрании СХМ. Мастер нередко изображал интерьеры своего дома и собственной мастерской, а в качестве моделей выбирал представителей своей семьи.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО


Искусство Фландрии
В картине брюссельского художника Хендрика де Клерка (1570 – 1630) «Венера в кузнице Вулкана» античные образы соединяются с темпераментным восприятием жизни. Де Клерк стилистически принадлежит к поколению маньеризма (стиль XVI-XVII в., для которого характерны изломанность линий, удлиненность фигур, напряженность поз, необычные или причудливые эффекты) – он относится к художникам, предшествующим Петеру Паулю Рубенсу и фламандскому барокко.
Примером фламандского пейзажа эпохи барокко служит «Зимний пейзаж» Жак д'Артуа (1613-1686), созданный совместно с Давидом Тенирсом Младшим.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО


Искусство Голландии
Библейский сюжет «Христос и грешница» Николаса Элиаса Пикеноя (1590-1655) — один из редких примеров исторического жанра в творчестве известного портретиста.
Работа была выполнена по заказу старой лютеранской церкви в Амстердаме, освященной в 1633 г. Пикеной выступает в этой работе тонким рисовальщиком. Фигуры показаны в полный рост. Художник уделяет внимание мельчайшим деталям, будь то нежно-лиловая атласная накидка блудницы или украшенный цветастыми перьями берет стражника. Внимательны и задумчивы лица участников сцены: старцев, один из которых смотрит на Христа сквозь круглые стекла очков; мудрецов и знатоков Торы.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО


Золотой век голландской живописи приходится на XVII столетие. В этот период получают распространение бытовой жанр и пейзаж, соединенный с жанровыми сценами (Виллем ван Дист (1610-1663) «Пейзаж с парусными судами»; Рейнир Ноомс (Зееман) «Море»; Эгберт ван дер Пул (1621-1664) «Горящая мельница»).
Красота простых вещей раскрывается в рыбных, охотничьих, цветочных и плодовых натюрмортах. Прекрасен цветочный натюрморт «Букет роз в стеклянной вазе» Рахель Рейсх (Рюйш) (1644-1750). Эстетическое удовольствие доставляют мастерское расположение живых существ на свежих листьях, великолепно переданные капельки воды, тонкие цветовые нюансы. Примером плодового натюрморта, прославляющего щедрость природы, служит «Натюрморт с фруктами» 1649 г. Михеля Симонса (1620-1673).

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВОЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО