Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

150 лет со дня рождения А.Н. Бенуа
3 мая (21 апреля по старому стилю

Архив новостей

Май 2020 (35)
Апрель 2020 (26)
Март 2020 (25)
Февраль 2020 (20)
Январь 2020 (22)
Декабрь 2019 (43)

К 150-летию В.И. Ленина

22 апреля исполняется 150 лет со дня рождения советского политического деятеля Владимира Ильича Ленина (Ульянова, 1870-1924).

Жизненный путь и революционная деятельность В.И. Ленина нашли воплощение в многочисленных произведениях искусства XX века. Целый ряд графических работ в собрании Симферопольского художественного музея позволяет совершить своеобразную реконструкцию его художественного образа в советской культуре.

Владимир Ильич Ленин — видный политический деятель, автор теоретических работ по политике и общественным наукам, основатель теории марксизма-ленинизма. Родился 22 апреля 1870 года в городе Симбирске (современный Ульяновск, Ульяновская область). В 1887 году окончил Симбирскую гимназию, поступил в Казанский университет на юридический факультет. Стал участником запрещенного кружка «Народной Воли», участвовал в студенческих беспорядках. Был отчислен из университета и причислен к списку «неблагонадеждных» лиц, в том числе как брат революционера Александра Ульянова, казненного за покушение на императора Александра III в 1887 году.

В.И. Ленин изучал сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Плеханова по экономике и политике. В 1889 году переехал в Самару. В 1891 году экстерном сдал экзамены на курс юридического факультета Санкт-Петербургского Университета. В 1893 году переехал в Санкт-Петербург, работал помощником адвоката. Вёл активную публицистическую деятельность, направленную на изучение процесса капитализации Российской империи.
В 1895 году выехал за границу, где встретился с Г. Плехановым. После возвращения в Санкт-Петербург организовал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начал активную борьбу против самодержавия. Был арестован, провел год в тюрьме, в 1897 году направлен в ссылку. В 1898 году состоялся первый тайный съезд партии социал-демократов (РСДРП) во главе с Лениным, вскоре все его члены были арестованы (девять человек).
В 1905-1907 годах Ленин жил в Швейцарии, однако продолжал активно сотрудничать с русскими революционерами. На короткий срок в 1905 году он возвратился в Петербург и руководил революционным движением, однако вскоре уехал в Финляндию, где познакомится со Сталиным. В течение ряда лет жил в Англии и Швейцарии.
Ленин возвратился в Россию в феврале 1917 года, несмотря на угрозу ареста. Несколько месяцев он провел в Разливе, позднее — в Финляндии. В октябре 1917 года, после государственного переворота и свержения самодержавия, власть в стране полностью переходит к Ленину и его партии. Умер в 1924 году. По приказу Сталина тело вождя было помещено в мавзолей на Красной площади в Москве.


К 150-летию В.И. ЛенинаК 150-летию В.И. Ленина


В советском искусстве утверждается образ Ленина, который можно назвать типичным. Художники и скульпторы изображают его в зрелом возрасте, традиционно в деловом костюме с галстуком и темном пальто, с лысеющей головой, небольшой бородкой и легко узнаваемым критическим взглядом, который получил наименование «ленинский прищур». Эти черты, с незначительными вариациями, составляют условную иконографию его художественного образа, прочно вошедшего в жизнь советского человека.
Наиболее ранние произведения, посвященные В.И. Ленину в нашем собрании, относятся к 1940-м годам. Литография А. Аксельрода не имеет точной датировки, не сохранились и сведения об авторе. В этой графической работе он использует обобщенный образ Ленина, без лишних деталей. Крупные черты лица несколько упрощают портрет, делают его более грубым.

Другой пример представляет керамический бюст Ленина на постаменте, созданный В. Аверьяновым. Возможно, этот бюст со временем претерпел некоторые изменения, эту мысль нам подсказывает желтый тон, которым выкрашена голова.


К 150-летию В.И. Ленина


К 1940 году относится гравюра на дереве «Ленин и Горький на Капри» Михаила Ивановича Полякова (1903-1978). Этот эпизод относится к 1908 году, когда Ленин приехал на итальянский остров Капри, сотрудничал с писателем Максимом Горьким, пытался организовать работу революционной школы для рабочих.


К 150-летию В.И. ЛенинаК 150-летию В.И. Ленина


К наиболее интересным экспонатам принадлежит литографии Е.А. Кибрика «Ленин в Разливе», «Ленин в подполье» 1947 года. Евгений Адольфович Кибрик (1906-1978) посвятил целую серию образу Ленина, вот что он пишет в своих мемуарах:
«Решение сделать серию работ, посвященных В. И. Ленину, пришло ко мне неожиданно.
В тот мартовский день 1946 года мне довелось быть в мастерской М.Г. Манизера и застать его за работой над проектом памятника Ленину, выступающему с броневика…. Начал я с приезда Ленина из эмиграции в Петроград 3 апреля 1917 года. … Далее «Ленин в подполье. Июнь 1917 г.», «Ленин в Разливе» — август того же года, приход Владимира Ильича в Смольный в ночь Октябрьского восстания, провозглашение Лениным Советской власти на II съезде Советов. ... Я не знал, что приступаю к работе, которая потребует многолетнего труда. Начал я свою серию в 1946 году, а закончил только через 12 лет…».

К 150-летию В.И. Ленина


В 1958 году свет увидела линогравюра «Ленинское слово» Владимира Ильича Масика (1917-1996). Сюжет относится к периоду Октябрьской революции 1917 года, и, вероятно, имеет основу в кинематографическом образе Революции, созданном в фильме «Ленин в Октябре» 1937 года режиссера Михаила Ромма. Пламенная речь Ленина обращена к молодому солдату в будёновке, к матросам и крестьянам.


К 150-летию В.И. ЛенинаК 150-летию В.И. Ленина


В 1968 году Елена Евгеньевна Чулаки (1908-1988) создала серию офортов, посвященных музею-квартире В.И. Ленина в Ленинграде. Лист «В музее - квартире В. И. Ленина на 10-ой Советской улице в Ленинграде» свидетельствует о высоком мастерстве резчика, передающего особенности фактуры и освещения.

Образ Мавзолея становится знаковым для советских художников, особенно в период Великой Отечественной войны. На полотнах и графических листах он появляется в одном ряду с башнями Московского кремля как символ советской идеологии. В 1968 году его изображает Михаил Владимирович Маторин на линогравюре «Мавзолей В.И. Ленина»: в окружении заснеженных кремлевских стен на Красной площади темно-серой и бордовой массой обозначается очередь на входе и выходе из ступенчатого черно-красного здания. На первый план вынесены фигуры матери и ребенка, подчеркнута идея преемственности поколений.

Александра Кугушева