Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 90-летию Н.Я. Бута
21 апреля исполняется 90 лет со д

Архив новостей

Апрель 2018 (23)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (18)
Январь 2018 (21)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (23)

К 90-летию Н.Я. Бута

К 90-летию Н.Я. БутаРодился Николай Бут 21 апреля 1928 года на хуторе Погожа Криница (Сумская область, Украина). В 1934 году семья вместе с Николаем переехала в Таганрог, где их и застала оккупация в период Великой Отечественной войны.
Уже в 13-14 лет он начал рисовать, обращаясь к серьезной военной теме. Первой пробой в выбранном им жанре стала работа над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 г.г.» в годы учебы в Ростовском художественном училище (1945 – 1949). Позднее он поступил в Харьковский художественный институт. Дипломная работа «Брестская крепость» стала отправной точкой на трудном поприще известного мастера-баталиста. Работа была рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР».

Весь творческий путь Н. Бута неразрывно связан со студией военных художников им. М.Б. Грекова, куда он пришел после окончания художественного института, в 1958 г. Начало работы Н. Бута в Студии совпало с атмосферой активных поисков и экспериментов в области панорамно-диорамного искусства.

В составе авторского коллектива художников-грековцев В. Дмитриевского, П. Жигимонта, П. Мальцева и других Н. Бут принимал участие в создании крупнейшей советской панорамы «Сталинградская битва», которая была открыта в 1982 г. в Волгограде, участвовал в восстановлении панорамы «Бородинская битва» и был награжден в 1968 г. золотой медалью имени М.Б. Грекова. Наиболее значительной его работой в этой области, во многом новаторской, является диорама «Битва за Днепр» в Днепропетровске, созданная Н. Бутом в соавторстве с Н. Овечкиным. С 1978 года Н. Бут - старший военный художник СВХ имени М. Б. Грекова.

К 90-летию Н.Я. БутаК 90-летию Н.Я. Бута

Н. Бут является художником большой темы Великой Отечественной войны. Художник воплотил ее в монументальных формах диорам и панорам и в многочисленных картинах и портретах в станковой живописи.
Первый большой цикл картин связан с Крымом, с темой героической и трагической одновременно, он посвящен подвигу героев Аджимушкая. Сначала был создан триптих «Аджимушкайцы», затем такие картины, как «Последняя граната», «Во имя жизни», «Детство, опаленное войной», и другие. Конкретные эпизоды жизни подземного гарнизона, глубина и величие нравственной силы советского человека раскрываются художником в этом цикле.


К 90-летию Н.Я. Бута

Многофигурное полотно «Клятва. Аджимушкай, 1942 год» 1965-1967, полное трагизма и высокой патетики, является торжественным гимном подвига аджимушкайцев. В коллекции Симферопольского художественного музея хранится этюд к картине «Клятва», поступивший в 1970 г. в дар от художника.

К 90-летию Н.Я. Бута


Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством.
Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджи-Мушкая.
Воспрянь же, в мертвый погруженный сон.
Подземной цитадели гарнизон!
Илья Сельвинский
Аджи-Мушкайские каменоломни
1 - 12 ноября 1943 г.

Сюжетный круг картин четко определен реалиями жизни и борьбы гарнизона: подготовка к бою («На задание» 1966); ожидание боя («Засада», 1968); мгновения, завершающие сражения («Последняя граната», 1962; «Во имя жизни», 1963; «Последний рубеж», 1965); сцены клятвы верности на могилах погибших товарищей («Скорбная минута», 1965; два варианта картины «Клятва», 1965-1967 и 1974-1978). Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.
Картины Аджимушкайского круга – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных судеб, сложившихся в Аджимушкае в одну судьбу.
В 1967 г. цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея.
Следующей значительной темой стала летопись истории Азово-Черноморской пехоты. В этот цикл входят портреты ветеранов 83-й бригады морской пехоты и целый ряд картин - «Глоток воды», «Последние патроны» и многие другие. В 1975 г. за эту серию работ художнику был присужден диплом Академии художеств СССР. В Ливадийском выставочном комплексе г. Ялты была организована выставка картин из цикла «Героическая морская пехота» в 1976-1977 гг.
Творчество Н. Бута стало значительным вкладом в советское изобразительное искусство. Верность натуры и объективность в изображении исторических событий — основные принципы творчества мастера. Монументальность, значительность образа, жизненная достоверность, символика больших идей — все это органично сплавлено в произведениях художника.

Литература
Выставка народного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской АССР, лауреата Государственной премии Украинской ССР им Т.Г. Шевченко Николая Яковлевича Бута. - Симферополь: Крымский облполиграфиздат, 1984.
Героическая морская пехота: выставка произведений заслуженного художника РСФСР Н.Я. Бута. - Севастополь, 1976.

Кугушева А.Ю.