ВЫСТАВКА К 540-ЛЕТИЮ РАФАЭЛЯ САНТИ
(ИЗ ФОНДОВ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ)
«АНГЕЛ РАФАЭЛЯ»
23 марта – 21 мая 2023
(ИЗ ФОНДОВ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ)
«АНГЕЛ РАФАЭЛЯ»
23 марта – 21 мая 2023
23 марта в 15:00 в Симферопольском художественном музее состоится торжественное открытие выставки «Ангел Рафаэля».
В 2023 году отмечается 540 лет со дня рождения великого итальянского художника Рафаэля Санти (6 апреля 1483 - 6 апреля 1520). Созданные им произведения стали эталоном искусства Высокого Возрождения, образы «Сикстинской мадонны» (1512-1513) и ватиканских фресок вошли в сокровищницу мировой культуры. Творчество Рафаэля оказало огромное влияние на искусство современников, учеников и последователей.
Имя Рафаэля не чуждо и русской художественной культуре: ему посвящены восторженное эссе В.А. Жуковского, стихотворные строки А.С. Пушкина, отдельные страницы в романах Ф.М. Достоевского…
Выставочный проект «Ангел Рафаэля» рассматривает произведения из симферопольской коллекции в контексте творческого наследия мастера из Урбино. Вместе с прославленными мастерами прошлого зрители смогут увидеть Рим и знаменитые Лоджии Рафаэля, персонажей фресок «Афинская школа» и «Диспута» на офортах XVIII века, постичь тайну красоты итальянских Мадонн.
Открывает мир образов Рафаэля копия сюжета «Тайная вечеря» из эрмитажных Лоджий Рафаэля. В этом произведении неизвестный художник смог передать сложную гамму чувств Христа и апостолов, аффективное движение фигур, расположенных вокруг стола.
Ватиканские фрески Рафаэля в 1760-е годы были воспроизведены в офортах пятитомного альбома, в создании которого принимал участие Паоло Фиданца (1731-1785). Персонаж листа «Голова юноши» восходит к фреске «Афинская школа» в Станца делла Сеньятура, надпись гласит: «Testa incognita, che si vede fra’Discepoli d’Archimede atteni alle Demostrazion Geometriche, nelle schola d’Atene di Rafaelle d’Urbino...» («Голова неизвестного, изучающего дисциплину Архимеда, слушающего его пояснения по геометрии, в «Афинской школе» Рафаэля из Урбино...»). Два офорта относятся к персонажам фрески «Диспута».
Гвидо Рени (1575-1642)
Мадонна с младенцем
Холст, масло.
Мадонна с младенцем
Холст, масло.
Вероятно, в Риме в первой четверти XVII в. была написана картина «Мадонна с младенцем». Ее автор Гвидо Рени (1575-1642), ученик Аннибале Карраччи, после смерти учителя в 1609 году фактически становится главой живописной школы Рима. Благородная простота античной скульптуры и божественная гармония творений Рафаэля составляют идеал, к которому стремятся художники этого круга. Примером использования этой «формулы» выступает «Мадонна с младенцем», где соразмерность пропорций доведена до совершенства.
В русском искусстве влияние академизма прослеживается до второй половины XIX века. Ярким примером служит произведение «Святое семейство» (1856) Петра Михайловича Шамшина (1811-1895), сохранившее внешнюю сторону «формулы» ренессанса, но лишенное эмоциональной выразительности.
Творожников В.В. (1848-1919)
Голова Аполлона. 1867
Бумага, итальянский карандаш, уголь.
Голова Аполлона. 1867
Бумага, итальянский карандаш, уголь.
Рисунок «Голова Аполлона» (1867) Ивана Ивановича Творожникова (1848-1919) иллюстрирует академическую традицию «рисования с образцов».
Кившенко А.Д. (1851-1895)
Завоевания римлян. 1875
Бумага на картоне, гуашь.
Завоевания римлян. 1875
Бумага на картоне, гуашь.
На выставке представлено уникальное произведение Алексея Даниловича Кившенко (1851-1895) - большой картон «Завоевание римлян» (1875), созданный в Императорской Академии художеств для выбора темы на золотую медаль. Сюжет произведения связан с разрушением Иерусалима римлянами во время первой Иудейской войны (66-73 годы). В июне 70 года римские войска под предводительством Тита, сына императора Веспасиана, захватили город, подожгли и разрушили Второй Храм — об этих драматических событиях повествует А.Д. Кившенко в экспрессивной многофигурной композиции.
Худяков В.Г. (1826-1871)
Фиговое дерево. 1857
Холст, масло.
Фиговое дерево. 1857
Холст, масло.
Путешествие в Италию было заветной мечтой для многих русских художников. Академия художеств направляла лучших выпускников в пенсионерскую поездку, для приобщения к высоким идеалам античности и Возрождения и для создания новых произведений, составляющих славу нового русского искусства. На итальянской земле рождаются шедевры С.Ф. Щедрина, А.И. Иванова, К.П. Брюллова. Очарование южной природы передает в своих пейзажах «Вечер на море» (1858) и «Лунная ночь» великий русский маринист Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). Яркое солнце Италии запечатлел на картине «Фиговое дерево» (1857) Василий Григорьевич Худяков (1826-1871).
Премацци, Луиджи (1814-1891)
Пейзаж. Развалины. 1860
Бумага, акварель.
Пейзаж. Развалины. 1860
Бумага, акварель.
Итальянский пейзаж привлекает художников второй половины XIX в. - к этому времени относится акварель Луиджи Премацци (1814-1891). В начале 1914 года по предместьям Флоренции путешествует Александр Георгиевич Ромм (1887-1953), он пишет «Тосканский пейзаж», проникнутый влиянием творчества Сезанна. В 1915 году в Риме были созданы архитектурные пейзажи Вячеслава Иолевича Ковальского (1877-1943). К 1960-м годам относится рисунок «Рим. Площадь Капитолия. Марк Аврелий» Александра Ивановича Лактионова (1910-1972). «Натюрморт с гипсовой головой» (1970) Николая Петровича Глущенко (1901-1977) завершает экспозицию и символически подводит итог поискам гармонии в искусстве нескольких поколений художников.
Ковальский В.И. (1877-1943)
Мост Фабриция в Риме
Бумага, сепия.
Мост Фабриция в Риме
Бумага, сепия.
Часы работы выставки:
Пн — выходной
Вт — 11:30 – 20:00, вход до 19:30
Ср-Вс — 09:00 – 17:30, вход до 17:00
Стоимость билетов*:
Взрослый полный — 250 ₽
Пенсионеры, студенты — 150 ₽
* Посещение выставки входит в стоимость входного билета в основное здание музея
* Выставка входит в программу «Пушкинская карта» (билеты приобретаются онлайн на сайте музея).