День Святой Троицы — один из главных христианских праздников, который установлен в честь сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день после Пасхи.
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Развитие иконографии праздника начинается с VI века. В православной иконографии персонажами, представляющими Святую Троицу являются три ангела, образцом изображения которых часто служит икона «Троица» Андрея Рублёва.
В основе иконы лежит ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» (Быт. 18):
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и телёнка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели». — Быт. 18:1-8
В образе трех таинственных юношей праотец Авраам получил откровение о единстве и неслиянности трех ипостасей Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Смысловым центром композиции является прообраз Искупительной жертвы — чаша с головой тельца, вокруг которой разворачивается безмолвный диалог жестов.
В собрании Симферопольского художественного музея хранится литая икона «Святая Троица», датируемая XIX веком. В основе барельефа лежит рублёвский извод, на полях размещен растительный орнамент, фон украшен цветной эмалью.