Каждый Божий день знаменит по-своему. Разница в том, что слава одного дня набатным звоном отдается в веках, другого – звенит валдайскими колокольчиками, третьего – праздничным церковным благовестом.
Звонкий, страдный и все еще светлый август по количеству праздников не уступает темному и студеному декабрю. И буквально каждый августовский день, от первого числа – преподобного Серафима Саровского и до последнего – Флора и Лавра, значим и почитаем.
В августе отмечаются дни памяти прославленных чудотворных икон – Почаевской Божией Матери (5 августа) и Смоленской «Одигитрии» (10 августа); невинно убиенных Бориса и Глеба (6-го), Пантелеймона-целителя (9 августа), апостола Матфея (22-го). Два великих двунадесятых праздника – Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа (19-го) и Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
А в народном сознании, глубоко на интуитивном уровне, август остается месяцем спасения – Трех Спасов, трех праздников, связанных со Спасителем. Первый – медовый отмечают 14 августа, второй – Спас Преображение, яблочный – 19-го и третий – Спас нерукотворный, ореховый – 29 числа.
С первого Спаса начинаются повсеместные крестные ходы на воду. У нас в Крыму первое водосвятие проходит в Топловском монастыре в день престольного праздника обители 8 августа – в день преподобномученицы Параскевы. А архиерейская служба на праздник Преображения Господня состоится в Симферополе в Александро-Невском соборе накануне 19-го, вечером.
В церквах на каждый Спас святят дары щедрого лета – мед, потом – яблоки и виноград, а на последний – орехи и венки хлебных колосьев. И все три Спаса призваны защитить, спасти верных от болезней, бедствий и печалей. От первого и до последнего дня.
В постоянной экспозиции нашего музея представлена обширная коллекция икон. Наиболее ранним произведением является икона «Рождество Христово» московского письма, предположительно школы Рублева, датируемая XVI веком. К XVII веку относятся прекрасные образцы иконописи – «Рождество Богородицы», полного иконографического извода и житийная икона «Иоанн Богослов на острове Патмос» строгановских мастерских.
В основу иконографии праздника Преображение Господне положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе Фавор, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки (Илия и Моисей), у подножия горы – павшие ниц ученики (Петр, Иаков, Иоанн).
В Преображении тема света является одной из главных. Она проходит через всю восточную иконопись, является неотъемлемым ее признаком и превращает ее в величественную «светоносную мистику». Некогда каждый монах-иконописец завершал свое обучение написанием иконы Преображение. Такое посвящение в искусство учило прежде всего тому, что икона создается не столько красками, сколько Фаворским светом.
Согласно Преданию, присутствие Святого Духа проявляется именно в светоносности самой иконы, оно устраняет всякий иной источник света в иконографической композиции.
Екатерина БОРОДИНА,
искусствовед, научный сотрудник СХМ
искусствовед, научный сотрудник СХМ