Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июнь 2024 (13)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)

Август – месяц спасения

Август – месяц спасенияАвгуст – месяц спасенияАвгуст – месяц спасения


Каждый Божий день знаменит по-своему. Разница в том, что слава одного дня набатным звоном отдается в веках, другого – звенит валдайскими колокольчиками, третьего – праздничным церковным благовестом.

Звонкий, страдный и все еще светлый август по количеству праздников не уступает темному и студеному декабрю. И буквально каждый августовский день, от первого числа – преподобного Серафима Саровского и до последнего – Флора и Лавра, значим и почитаем.

В августе отмечаются дни памяти прославленных чудотворных икон – Почаевской Божией Матери (5 августа) и Смоленской «Одигитрии» (10 августа); невинно убиенных Бориса и Глеба (6-го), Пантелеймона-целителя (9 августа), апостола Матфея (22-го). Два великих двунадесятых праздника – Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа (19-го) и Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

А в народном сознании, глубоко на интуитивном уровне, август остается месяцем спасения – Трех Спасов, трех праздников, связанных со Спасителем. Первый – медовый отмечают 14 августа, второй – Спас Преображение, яблочный – 19-го и третий – Спас нерукотворный, ореховый – 29 числа.

С первого Спаса начинаются повсеместные крестные ходы на воду. У нас в Крыму первое водосвятие проходит в Топловском монастыре в день престольного праздника обители 8 августа – в день преподобномученицы Параскевы. А архиерейская служба на праздник Преображения Господня состоится в Симферополе в Александро-Невском соборе накануне 19-го, вечером.

В церквах на каждый Спас святят дары щедрого лета – мед, потом – яблоки и виноград, а на последний – орехи и венки хлебных колосьев. И все три Спаса призваны защитить, спасти верных от болезней, бедствий и печалей. От первого и до последнего дня.

В постоянной экспозиции нашего музея представлена обширная коллекция икон. Наиболее ранним произведением является икона «Рождество Христово» московского письма, предположительно школы Рублева, датируемая XVI веком. К XVII веку относятся прекрасные образцы иконописи – «Рождество Богородицы», полного иконографического извода и житийная икона «Иоанн Богослов на острове Патмос» строгановских мастерских.

В основу иконографии праздника Преображение Господне положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе Фавор, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки (Илия и Моисей), у подножия горы – павшие ниц ученики (Петр, Иаков, Иоанн).

В Преображении тема света является одной из главных. Она проходит через всю восточную иконопись, является неотъемлемым ее признаком и превращает ее в величественную «светоносную мистику». Некогда каждый монах-иконописец завершал свое обучение написанием иконы Преображение. Такое посвящение в искусство учило прежде всего тому, что икона создается не столько красками, сколько Фаворским светом.

Согласно Преданию, присутствие Святого Духа проявляется именно в светоносности самой иконы, оно устраняет всякий иной источник света в иконографической композиции.


Екатерина БОРОДИНА,
искусствовед, научный сотрудник СХМ