Юбиляр родился 14 августа 1949 года в с. Ульяновка Херсонской области. Окончил Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша (1967) и Харьковский художественно-промышленный институт (1972). Многолетний труд и высокие творческие достижения художника высоко оценены. Он – член Союза художников СССР (1978), заслуженный художник Автономной Республики Крым (2007) и Украины (2007), почётный член (2016) и член-корреспондент Российской академии художеств (Южное региональное отделение, 2021).
Немало места заняло бы перечисление всех наград мастера. Напомним только некоторые: дипломы Гран-При I и V биеннале камерной акварели Крыма (1996, 2004); Премия Автономной Республики Крым (2003); Премия им. С. Е. Дувана (2010); почётный диплом и медаль Международного фонда «Культурное достояние» (2010); диплом южного регионального отделения Российской академии художеств «За вклад в развитие изобразительного искусства юга России» (2014); медаль Российской академии художеств «Шувалов» (2015).
Верный друг Симферопольского художественного музея с 1977 года, Николай Яковлевич продолжает сотрудничать с ним почти полвека. С большой теплотой и уважением вспоминает художник встречи с искусствоведом, заместителем директора по научной работе музея Рудольфом Трофимовичем Подуфалым, оставившим замечательные «размышления о творчестве» художника о «составе души» и «врождённом качестве таланта» под названием «Николай Дудченко»: «Его искусству оказывается близким легкость рококо без его холодной кокетливости и утомительной декоративности; духовность древнерусского иконописного стиля без присущего ему порой сурового аскетизма и графической строгости, поэтичность модерна без его манерности, и, наконец, ему созвучно то отечественное искусство 70–80-х годов, которое стало артистической реакцией на приземленную грубость и апологетику материального в «суровом стиле»… Только в «Автопортрете» (СХМ), наполовину «пророческом» – звучит тревожное, тяжёлое, что преодолевается в творчестве Николая Дудченко».
Кроме «Автопортрета», мастер передал в фонды музея 23 работы, охватывающих 38 лет творчества (1978–2016), в разных техниках: акватинта, меццотинто, офорт, темпера, автолитография, масло, уголь. Его сын Андрей продолжил традицию отца – в 2006 году передал в дар музею холст «Крещение» (2003).
С «лёгкой руки» Р. Подуфалого Николай Яковлевич увлёкся акварелью. Как говорил художник, Рудольф Трофимович «подсадил» его на акварель. С 1996 года мастер стал участником «Камерной биеннале акварели Крыма» (сейчас носит имя Р. Подуфалого, в 2024 году пройдёт в 15-й раз). Работы Н. Дудченко были отмечены дипломами Гран-При (1996, 2004) и I степени (2016, 2021) биеннале.
С 1987 года начался новый этап в творчестве художника – он обращается к воспоминаниям о детстве и семье. Для него это – сакральная тема. В автобиографических картинах «Семья», «Рождество», «Жатва» и других, мастер бережно воскрешает образы прошлого, ищет истоки своего мировоззрения и ментальности, выражает свою благодарность родителям, «особенно матушке». В одном из интервью он описывает самое яркое воспоминание детства, названное им «Млечный путь» – ночь; дорога, спускающаяся вниз к Скадовску, к морю; телега – на ней родители; он подгоняет белую корову. Сильная привязка к малой родине, особенности быта и жизни, вера – всё это есть в произведениях Николая Яковлевича. Таким образом он по-своему противостоит глобализации и коммерциализации искусства.
Работы Дудченко Н. Я. слева направо: Вефсаида. 1997. СХМ; Рождество. 1984 г. СХМ; Рождество. 2016 г. СХМ
Религиозные сюжеты, образы Богоматери, воспоминания о детстве, тема семьи – главные в творчестве мастера. Р. Подуфалый в «Заметках о пленэрах Николая Дудченко» писал: «Для самого Николая Дудченко мировоззренческий смысл имеет и средневековая иконопись (особенно канонический образ Богородицы), и национальное народное искусство. Под знаком эстетики, художественного он ищет то общее, что объединяет разных художников разных эпох: согласие, гармонию, чистоту и ясность, просветлённость образов. Поэтому в его картинах много света, тишины, душевной ясности и, говоря обыденным языком, хорошего настроения».
В пленэрах мастер участвует ещё со времён учёбы в художественном училище, а позже сам стал организатором и руководителем пленэров, сохраняя то «особое светлое состояние души» в цикле пленэрных пейзажей 1998–2002 годов, написанных в Греции и в Крыму. «Крым меня вдохновляет. Я считаю, что это место для художников. Сколько будет существовать это искусство – живопись, Крым будет всегда востребован» – сказал художник в интервью искусствоведу Светлане Глазуновой. Возможно поэтому художник-монументалист, живописец, график, портретист, иллюстратор, мастер тематической картины, Николай Дудченко живёт и работает в Крыму.
Словно о «Старосельском пейзаже» (1988, СХМ) Р. Подуфалый пишет: «Его картины – это прежде всего «красочные видения», «созерцания цвета» или «созерцания в цвете»... Его колорит тонко и нежно сгармонирован, он находит новые, неожиданные сочетания красочных тонов, его палитра пронизана светом, в ритме, в движении хроматических оттенков – своя, завораживающая чувства мелодия».
Кроме Симферопольского художественного музея, произведения Н. Дудченко представлены в собраниях других музеев и в частных коллекциях разных стран.
В 2020 году в СХМ проходила персональная выставка «Вдохновение и форма. Живопись и графика» Николая Дудченко – «Художника, который умеет всё» (Л. Смирнова). Надеемся, что подобные проекты состоятся ещё не раз. Желаем любимому художнику вдохновения и долгих лет жизни!
Анна Полканова,
старший научный сотрудник СХМ
старший научный сотрудник СХМ