В том же 1909 году гимназист Барсамов начал посещать художественные классы, которыми руководил только что окончивший академию художеств Я.М. Павлов. Сильное впечатление на юношу произвела первая выставка картин Мартироса Сарьяна, его старшего современника.
Для дальнейшего художественного образования Барсамов избирает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Барсамов приехал в Москву весной 1913 года и поступил в частную студию Ильи Ивановича Машкова (1881-1944). В студии он пробыл недолго, но научился многому. Машков учил видеть цвет, чувствовать форму и композицию. Об уроках Машкова Барсамов вспоминает с любовью и благодарностью: «Единственный, кто учил меня по-настоящему, это – Илья Машков».
В августа 1913 года 21-летний Н.С. Барсамов подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и, успешно сдав экзамены, стал одним из семидесяти учеников начального класса. Здесь, в Москве, состоялось его знакомство с мировым художественным наследием. Барсамов подолгу рассматривал шедевры русского искусства в залах Третьяковской галереи, в собраниях С.И. Щукина и И.А. Морозова видел произведения Сезанна, Гогена, Ван-Гога, Матисса, молодого Пикассо.
Закончив Училище в 1917 г., Н.С. Барсамов уехал из Москвы в г. Изюм (Харьковская область) на должность преподавателя рисования в школе. Вскоре исторические события поставили перед ним новые задачи: Изюмский исполком назначил его заведующим отделом искусств, а затем поручил заняться спасением художественных ценностей из дворянских усадеб. В 1919 г. Барсамов уходит добровольцем на фронт, где служит связистом в артиллерийской дивизии. Заболев тифом, он отправляется в эвакуацию в Самару.
Здесь, после выздоровления, он был назначен преподавателем изобразительных искусств в школе на заводе и руководителем студии при заводском рабочем клубе. В этой студии он встретил свою будущую жену Софью Александровну. В конце 1920 г. они переезжают в Челябинскую область, на Брединские угольные копи, где Барсамов служит чертежником и рабочим на разведках графита, расписывает занавес в рабочем клубе.
В 1922 году Н.С. Барсамов с семьей возвращается в Москву, работает художником-ретушером по фототипии на печатной фабрике Гознака (управление производством государственных знаков, монет и орденов). Здесь он вновь обращается к изучению старых мастеров, репродуцирует картины Рембрандта.
В 1923 г. по приглашению родственников Николай Степанович отправляется в Крым, в Феодосию. Здесь он некоторое время работает художником в Детском городке, с детьми, потерявшими родителей во время Гражданской войны. Ему предлагают возглавить Алупкинский музей. В том же 1923 г. уходит из жизни директор Феодосийской галереи им. И.К. Айвазовского Герасим Афанасьевич Магула (1873-1923). Новым руководителем музея был назначен 30-летний Н.С. Барсамов.
Положение директора картинной галереи ко многому обязывало, но на счету Н.С. Барсамова уже был опыт музейной работы в г. Изюме и в Самаре. Он заведовал Археологическим музеем, занимался регистрацией памятников старины, археологическими раскопками на плато Тепсень в Коктебеле. Позднее результаты этих раскопок были опубликованы в брошюре «Сообщение об археологических раскопках средневекового городища в Коктебеле», 1932 г., в нее вошли 14 литографий, выполненных Н.С. Барсамовым.
Художник и искусствовед, Н.С. Барсамов стал пионером в области популяризации творчества великого мариниста в Советском Союзе. Ученый и исследователь, изучает произведения учеников И.К. Айвазовского (Фесслера, Лагорио, Латри) и формирует в искусствоведении понятие крымской художественной школы. Близкий друг Волошина и Богаевского, он высоко ценит произведения Киммерийской школы и стремится к их сохранению в сложное для музейных собраний время.
Обладая блестящими организаторскими способностями, Н.С. Барсамов сумел поставить экскурсионную и научно-просветительскую деятельность Феодосийской картинной галереи на столь высокий уровень, что на него до сих пор продолжают равняться крымские музеи.
Талантливый педагог, в камерной феодосийской студии он воспитал плеяду крымских мастеров (Соколов, Столяренко, Мамчич), продолживших традиции киммерийского пейзажа в середине и второй половине 20 в.
Наряду с активной исследовательской, музейной и педагогической деятельностью, Н.С. Барсамов остается художником реалистической школы. Он пишет портреты современников, его немногочисленные пейзажи интересны в документальном плане. Но мастер отдает предпочтение сложному и своеобразному жанру натюрморта.
В собрании Симферопольского художественного музея хранятся пятьдесят четыре живописных произведения Барсамова, выполненных в период с 1926 по 1976 год.
В 1925-1926 гг. были написаны феодосийские интерьеры «В комнатах. Семья художника» и «В комнатах». Известны два натюрморта этого периода - «Шкатулка» и «Скрипка», последняя работа вошла в коллекцию СХМ.
Натюрморт. Скрипка. 1926г.
Холст, масло. 50 х 87.
СХМ
Холст, масло. 50 х 87.
СХМ
Н.С. Барсамов берется за трудную задачу организации научно-просветительской деятельности в галерее. Публикации о творчестве И.К. Айвазовского и его учеников становятся основой крымского искусствоведения. Приведенные им биографические данные художников обладают несомненной полнотой и достоверностью, цитируемые воспоминания современников — документальной точностью. В 1926 г. был издан первый в советское время альбом-брошюра «И.К. Айвазовский и Феодосийская галерея», призванный облегчить знакомство зрителей с картинами.
Портрет художника Константина Федоровича Богаевского. 1940 г. (авторское повторение).
Холст, масло. 100 х 80.
СХМ
Холст, масло. 100 х 80.
СХМ
Во второй половине 1930-х гг. Барсамов реже обращается к живописи, все больше времени занимает работа с экспозицией картинной галереи, пополнение фондов, популяризаторская деятельность. В 1940 г. был написан портрет К.Ф. Богаевского в интерьере мастерской, на фоне картины «Крымский пейзаж». Дополнением к портрету служит картина «Мастерская К.Ф. Богаевского», которая не была завершена.
События военных дней, предшествовавших фашистской оккупации Феодосии, были описаны самим Барсамовым в монографии «45 лет в галерее Айвазовского». В труднейших условиях коллекция феодосийской галереи им. И.К. Айвазовского была упакована и вывезена в г. Ереван. Здесь она была сохранена и экспонировалась в стенах Ереванского художественного музея. Ни одно бесценное произведение искусства не было повреждено или утрачено.
13 апреля 1944 г. Феодосия была освобождена от фашистской оккупации. Разрешение на возвращение коллекции в разрушенный Дом Айвазовского было получено только в середине октября. Коллекция галереи была доставлена в Феодосию 5 ноября 1944 года. Восстановлению галереи городские власти придавали первостепенное значение. 2 мая 1945 года в Феодосии была, открыта большая выставка картин Айвазовского, выпущен каталог к ней.
После реэвакуации Барсамов создает произведения, посвященные возвращению солдат, восстановлению Феодосии: «У братской могилы» 1945 г., пейзаж «Возвращение» 1946 г. «В мрачном колорите картины я хотел отразить горечь первой встречи с разрушенным городом».
В 1947 году Барсамов написал картину «Восстановление Феодосийского порта», удостоенную диплома Комитета по делам искусств РСФСР.
В послевоенные годы совершенствуется мастерство в работе с натюрмортом. Барсамова привлекают ясность образа, материальность каждой живой формы, жизненная поэзия предметов.
Темы для натюрмортов были подсказаны ему предметами из домашнего окружения: глиняные и фаянсковые сосуды, медный восточный кувшин, покрытый сложным узором; принесенные с рынка фрукты, зелень, черноморская рыба, сорванные во внутреннем дворике Дома Айвазовского розы. В композициях его натюрмортов нет декоративности, они производят впечатление полной естественности.
Выйдя на пенсию, Барсамов остался общественным научным консультантом галереи. В галерее продолжалась работа по сбору произведений художников, творчески связанных с И.К. Айвазовским. В 1962 г. феодосийцы широко отмечали семидесятилетие Барсамова, ему было присвоено звание почетного гражданина Феодосии.
1. Интерьер. Мастерская. Холст на фанере, масло. 50 х 40. СХМ
2. Натюрморт. Гранаты и виноград. 1960. Дерево, масло. 29,8 х 42,5. СХМ
Исследователи творчества Н.С. Барсамова отмечают, что именно в жанре натюрморта наиболее полно отразилось все своеобразие его живописного языка: интерес к цвету, материальность каждой формы, естественность предметов без копирования природы. За пределами Крыма в качестве живописца и музейного работника он известен лишь небольшому кругу любителей искусства.
125-летие Н.С. Барсамова в ноябре 2017 г. завершает череду юбилеев крымских мастеров феодосийской школы. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского сегодня известна далеко за пределами Крыма. Творчество великого мариниста и его учеников привлекает внимание современных исследователей и ценителей искусства — во многом благодаря неутомимой деятельности и многолетнему упорному труду Н.С. Барсамова, многогранно одаренного человека высокой культуры, музейного сотрудника, искусствоведа, художника.