Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (22)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

Художественный образ первопечатника Ивана Фёдорова: ко Дню славянской письменности

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти братьев Кирилла и Мефодия.
Одним из наиболее значимых деятелей культуры в области распространения славянской письменности является первопечатник Иван Федоров. Его образ нашел отражение во многих произведениях изобразительного искусства, скульптуры и кинематографа.
В изданном в 1979 г. во Львове иллюстрированном проспекте «Музей Ивана Федорова во Львове» историк Мария Борисовна Выдашенко указывает на органическую связь печатной книги с рукописной:

«Книгопечатанию у восточных славян предшествовала шестисотлетняя история рукописной книги, которой принадлежит выдающаяся роль в развитии отечественной культуры и образования. Самые давние памятники отечественной рукописной книги, дошедшие до наших дней, относятся к эпохе Киевской Руси. Наиболее известно среди них «Остромирово евангелие» (1065-1057 гг.)
Отличительной особенностью давней славянской рукописной книги является цельность принципов ее создания, художественного оформления. Почти все рукописные книги XI-XIV веков написаны кириллицей – уставом или полууставом. Глаголическое письмо из-за сложного начертания букв широкого распространения у восточных славян не получило.
Элементами только древней славянской рукописной книги являются вязь, писанная киноварью, многоцветные заставки, представляющие собой сложные переплетения геометрических фигур с растительным орнаментом или изображениями фантастических животных и птиц, затейливые, раскрашенные инициалы, мастерски исполненные миниатюры, роскошно декорированные тиснением и металлическими украшениями кожаные или бархатные переплеты. Все эти особенности, складывавшиеся тысячелетиями, восприняла восточнославянская печатная книга. Не случайно исследователи отмечают глубокую и неразрывную преемственность книги печатной от рукописной"[Выдашенко М.Б. Музей Ивана Федорова во Львове: иллюстрированный проспект (на украинском, русском и английском языках). – Львов: Каменяр, 1979. – с.33-34].

Из послесловия к львовскому «Апостолу» известно, что в 1563 году царь Иван Грозный «повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело». Здесь 19 апреля 1563 года и было начато печатание «Апостола» Ивана Федорова. В свет книга вышла 1 марта следующего года [там же, с.38].

Из исторических источников известно, что Иван Федоров (ок. 1520 – 1583) служил дьяконом в одной из кремлевских церквей в Москве. После открытия в 1563 г. типографии приступил совместно с помощником П.Т. Мстиславцем к печатанию «Апостола», явившегося первой русской датированной печатной книгой. В марте 1564 г. печатание «Апостола» было окончено. В 1566 вышло два варианта «Часовника». Спасаясь от обвинений в ереси, Федоров уехал вместе с Мстиславцем в Литву. Здесь по предложению гетмана Г.А. Ходкевича Федоров устроил в его имении в Заблудове типографию, где в 1569 г. напечатал «Евангелие учительное», а в 1570 г. – «Псалтирь». Затем Федоров переехал во Львов, основал там новую типографию и издал в 1574 г. «Апостол» и первую «Азбуку» с грамматикой. Об издании «Азбуки» стало известно только в 1950-х гг., после того как за рубежом был обнаружен один ее экземпляр (теперь находится в США). Материальные затруднения вынудили Федорова принять предложение князя В.К. Острожского об устройстве типографии в г. Остроге. Здесь в 1580 г. он издал «Новый завет» с «Псалтирью», в 1581 г. – «Хронологию» Андрея Рымши и «Острожскую библию». Вскоре после этого Федоров вернулся во Львов, где и умер.

Все издания Федорова представляют первоклассные памятники русского типографского искусства XVI в.: прекрасные шрифты, множество гравированных на дереве украшений – заставок, концовок, заглавных букв, изображения Луки и Давида; в заблудовских, львовских и острожских изданиях – гербы Ходкевича, Острожского и города Львова, а также издательский знак самого Федорова. Все издания снабжены «предисловиями» издателей и «послесловиями», написанными Федоровым живым разговорным языком от лица печатника. Эти обращения к читателю являются яркими публицистическими и патриотическими произведениями, в которых Федоров рассказал историю своего книгопечатания в Москве, Литве и Украине и дал биографические сведения о себе» [Большая Советская энциклопедия. 2-е изд. 44 т. 1961 г.с.574-575]

***
Художественный образ первопечатника Ивана Фёдорова: ко Дню славянской письменности


В 1950е годы украинская художница Елена Львовна Кульчицкая (1877-1967), заслуженный деятель искусств УССР посвящает Ивану Федорову гравюру на дереве. Авторский оттиск хранится в Симферопольском художественном музее.
Образ первопечатника исполнен сдержанного достоинства и несколько идеализирован. Погрудное изображение строится на контрасте темного фона и одежды с глубокой штриховкой лица. Живой взгляд выразителен и поэтичен, он устремлен за пределы пространства изображения и созвучен высокой патетике послесловия ко львовскому «Апостолу» Ивана Федорова:
«Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу».


Художественный образ первопечатника Ивана Фёдорова: ко Дню славянской письменности


Иной образ создает в 1954 г. украинский художник Н.Я. Богомольный (XX в.). Лист фронтисписа к альбому Ивана Федорова выполнен им в технике цветной линогравюры. Первопечатник изображен в расцвете лет, в начале славных трудов книгоиздания на московском печатном дворе. Узорная виньетка, обрамляющая портрет, выполнена в двух цветах, родственных славянской рукописной и печатной книге. В нижней ее части помещен картуш с текстом на старославянском: «Друкарь книг пред тем невиданных» (эти слова начертаны на надгробии Федорова).


Художественный образ первопечатника Ивана Фёдорова: ко Дню славянской письменности

В конце XIX в. в Москве был объявлен конкурс на лучший проект памятника Ивану Федорову и сбор средств на его сооружение. Проект его предложил русский скульптор М.С. Волнухин. Открытие памятника состоялось в сентябре 1909 года перед Китайгородской стеной, рядом с Третьяковским проездом. Уже в начале XX в. памятник был перемещен к дому №2 по Театральному проезду, ближе к гостинице «Метрополь».
Изображение московского памятника и уютного тенистого сквера в технике офорта было выполнено в 1954 г. Зоей Васильевной Куликовой (1905-1974). Мягкая светотеневая нюансировка гравюры создает впечатление легкого карандашного рисунка. Мягкие солнечные блики на первом плане, неспешно прогуливающиеся по аллее пары передают атмосферу старой Москвы.

Художественный образ Ивана Федорова нашел отражение и в киноискусстве: в 1941 году режиссёр Григорий Левкоев снял художественный историко-биографический фильм «Первопечатник Иван Фёдоров», имевший небывалый успех в годы Великой Отечественной войны.
В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре (г. Львов) был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1997 музей, вытесненный из исторического здания, был вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».

А. Кугушева

Литература:
1. Большая Советская энциклопедия. 2-е изд. 44 т. 1961 г.
2. Выдашенко М.Б. Музей Ивана Федорова во Львове: иллюстрированный проспект (на украинском, русском и английском языках). – Львов: изд. Каменяр, 1979. – 128 с., ил.