Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (23)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

Художественный образ первопечатника Ивана Фёдорова: ко Дню славянской письменности

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти братьев Кирилла и Мефодия.
Одним из наиболее значимых деятелей культуры в области распространения славянской письменности является первопечатник Иван Федоров. Его образ нашел отражение во многих произведениях изобразительного искусства, скульптуры и кинематографа.
В изданном в 1979 г. во Львове иллюстрированном проспекте «Музей Ивана Федорова во Львове» историк Мария Борисовна Выдашенко указывает на органическую связь печатной книги с рукописной:

«Книгопечатанию у восточных славян предшествовала шестисотлетняя история рукописной книги, которой принадлежит выдающаяся роль в развитии отечественной культуры и образования. Самые давние памятники отечественной рукописной книги, дошедшие до наших дней, относятся к эпохе Киевской Руси. Наиболее известно среди них «Остромирово евангелие» (1065-1057 гг.)
Отличительной особенностью давней славянской рукописной книги является цельность принципов ее создания, художественного оформления. Почти все рукописные книги XI-XIV веков написаны кириллицей – уставом или полууставом. Глаголическое письмо из-за сложного начертания букв широкого распространения у восточных славян не получило.
Элементами только древней славянской рукописной книги являются вязь, писанная киноварью, многоцветные заставки, представляющие собой сложные переплетения геометрических фигур с растительным орнаментом или изображениями фантастических животных и птиц, затейливые, раскрашенные инициалы, мастерски исполненные миниатюры, роскошно декорированные тиснением и металлическими украшениями кожаные или бархатные переплеты. Все эти особенности, складывавшиеся тысячелетиями, восприняла восточнославянская печатная книга. Не случайно исследователи отмечают глубокую и неразрывную преемственность книги печатной от рукописной"[Выдашенко М.Б. Музей Ивана Федорова во Львове: иллюстрированный проспект (на украинском, русском и английском языках). – Львов: Каменяр, 1979. – с.33-34].

Из послесловия к львовскому «Апостолу» известно, что в 1563 году царь Иван Грозный «повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело». Здесь 19 апреля 1563 года и было начато печатание «Апостола» Ивана Федорова. В свет книга вышла 1 марта следующего года [там же, с.38].

Из исторических источников известно, что Иван Федоров (ок. 1520 – 1583) служил дьяконом в одной из кремлевских церквей в Москве. После открытия в 1563 г. типографии приступил совместно с помощником П.Т. Мстиславцем к печатанию «Апостола», явившегося первой русской датированной печатной книгой. В марте 1564 г. печатание «Апостола» было окончено. В 1566 вышло два варианта «Часовника». Спасаясь от обвинений в ереси, Федоров уехал вместе с Мстиславцем в Литву. Здесь по предложению гетмана Г.А. Ходкевича Федоров устроил в его имении в Заблудове типографию, где в 1569 г. напечатал «Евангелие учительное», а в 1570 г. – «Псалтирь». Затем Федоров переехал во Львов, основал там новую типографию и издал в 1574 г. «Апостол» и первую «Азбуку» с грамматикой. Об издании «Азбуки» стало известно только в 1950-х гг., после того как за рубежом был обнаружен один ее экземпляр (теперь находится в США). Материальные затруднения вынудили Федорова принять предложение князя В.К. Острожского об устройстве типографии в г. Остроге. Здесь в 1580 г. он издал «Новый завет» с «Псалтирью», в 1581 г. – «Хронологию» Андрея Рымши и «Острожскую библию». Вскоре после этого Федоров вернулся во Львов, где и умер.

Все издания Федорова представляют первоклассные памятники русского типографского искусства XVI в.: прекрасные шрифты, множество гравированных на дереве украшений – заставок, концовок, заглавных букв, изображения Луки и Давида; в заблудовских, львовских и острожских изданиях – гербы Ходкевича, Острожского и города Львова, а также издательский знак самого Федорова. Все издания снабжены «предисловиями» издателей и «послесловиями», написанными Федоровым живым разговорным языком от лица печатника. Эти обращения к читателю являются яркими публицистическими и патриотическими произведениями, в которых Федоров рассказал историю своего книгопечатания в Москве, Литве и Украине и дал биографические сведения о себе» [Большая Советская энциклопедия. 2-е изд. 44 т. 1961 г.с.574-575]

***
Художественный образ первопечатника Ивана Фёдорова: ко Дню славянской письменности


В 1950е годы украинская художница Елена Львовна Кульчицкая (1877-1967), заслуженный деятель искусств УССР посвящает Ивану Федорову гравюру на дереве. Авторский оттиск хранится в Симферопольском художественном музее.
Образ первопечатника исполнен сдержанного достоинства и несколько идеализирован. Погрудное изображение строится на контрасте темного фона и одежды с глубокой штриховкой лица. Живой взгляд выразителен и поэтичен, он устремлен за пределы пространства изображения и созвучен высокой патетике послесловия ко львовскому «Апостолу» Ивана Федорова:
«Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу».


Художественный образ первопечатника Ивана Фёдорова: ко Дню славянской письменности


Иной образ создает в 1954 г. украинский художник Н.Я. Богомольный (XX в.). Лист фронтисписа к альбому Ивана Федорова выполнен им в технике цветной линогравюры. Первопечатник изображен в расцвете лет, в начале славных трудов книгоиздания на московском печатном дворе. Узорная виньетка, обрамляющая портрет, выполнена в двух цветах, родственных славянской рукописной и печатной книге. В нижней ее части помещен картуш с текстом на старославянском: «Друкарь книг пред тем невиданных» (эти слова начертаны на надгробии Федорова).


Художественный образ первопечатника Ивана Фёдорова: ко Дню славянской письменности

В конце XIX в. в Москве был объявлен конкурс на лучший проект памятника Ивану Федорову и сбор средств на его сооружение. Проект его предложил русский скульптор М.С. Волнухин. Открытие памятника состоялось в сентябре 1909 года перед Китайгородской стеной, рядом с Третьяковским проездом. Уже в начале XX в. памятник был перемещен к дому №2 по Театральному проезду, ближе к гостинице «Метрополь».
Изображение московского памятника и уютного тенистого сквера в технике офорта было выполнено в 1954 г. Зоей Васильевной Куликовой (1905-1974). Мягкая светотеневая нюансировка гравюры создает впечатление легкого карандашного рисунка. Мягкие солнечные блики на первом плане, неспешно прогуливающиеся по аллее пары передают атмосферу старой Москвы.

Художественный образ Ивана Федорова нашел отражение и в киноискусстве: в 1941 году режиссёр Григорий Левкоев снял художественный историко-биографический фильм «Первопечатник Иван Фёдоров», имевший небывалый успех в годы Великой Отечественной войны.
В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре (г. Львов) был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1997 музей, вытесненный из исторического здания, был вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».

А. Кугушева

Литература:
1. Большая Советская энциклопедия. 2-е изд. 44 т. 1961 г.
2. Выдашенко М.Б. Музей Ивана Федорова во Львове: иллюстрированный проспект (на украинском, русском и английском языках). – Львов: изд. Каменяр, 1979. – 128 с., ил.