Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Октябрь 2024 (4)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (31)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)

240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)

240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)

Автопортрет. 1811. Государственная Третьяковская галерея

18 февраля исполняется 240 лет со дня рождения художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847)

В историю русского искусства Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) вошел как основоположник бытового жанра в живописи.
Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи, переехал из Москвы в Петербург и стал учеником В.Боровиковского. Первые шаги в «художествах» он сделал в жанре портрета, создавая пастелью, карандашом, маслом удивительно поэтичные, лирические, иногда овеянные романтическим настроением образы: портрет матери, А. Л. Венециановой (1801, Государственный Русский музей), портрет А. И. Бибикова (между 1803 и 1806, ГРМ), портрет княжны В.С. Путятиной (вторая половина 1810-х, Государственная Третьяковская галерея).


240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)


Вскоре художник оставляет портретопись ради карикатуры, и за одну остросюжетную карикатуру «Вельможа» первый же номер задуманного им «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» был закрыт. Офорт Венецианова был, по сути, иллюстрацией к оде Державина и изображал толпящихся в приемной просителей, в то время как в зеркале был виден вельможа, пребывающий в объятиях кокетки (предполагается, что это карикатура на графа Безбородко).

На рубеже 10–20-х годов Венецианов уехал из Петербурга в Тверскую губернию, где купил небольшое имение. Здесь он и обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. В картине «Гумно» (1821– 1822, ГРМ) он показал трудовую сцену в интерьере. Стремясь точно воспроизвести не только позы работающих, но и освещение, он даже велел выпилить одну стену гумна. Жизнь, как она есть, – вот что хотел изобразить Венецианов, рисуя крестьян за чисткой свеклы; помещицу, дающую задание дворовой девушке; спящего пастушка; девушку с бурачком в руке; любующихся бабочкой крестьянских детей; сцены жатвы, сенокоса и пр.

240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)

Гумно. 1821. Государственный Русский музей
На пашне. Весна. Середина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея
На жатве. Лето. Середина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея


В картинах Венецианова нет драматических завязок, динамичного сюжета, они, наоборот, статичны, в них «ничего не происходит». Но человек всегда находится в единении с природой, в вечном труде, и это делает образы Венецианова истинно монументальными.
Конечно, Венецианов не вскрывал острейших коллизий жизни русского крестьянина, не поднимал «больных вопросов» современности. Это патриархальный, идиллический быт. Но художник не вносил в него поэтичность извне, не придумывал ее, а черпал ее в самой изображаемой им с такой любовью народной жизни.

240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)240 лет со дня рождения А.Г. Венецианова (1780-1847)


Молочница (Крестьянка с подойником). Не позднее 1826. Государственный Русский музей
Портрет А. А. Венециановой. Не позднее 1826. Государственный Русский музей
Портрет девочки. Симферопольский художественный музей

В основу своего творческого метода Венецианов положил изучение действительности – «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого–либо художника». Главным для Венецианова были не какие–либо случаи или события в жизни людей, а сам человек. В полный тонкого лиризма «Портрет девочки» (основная экспозиция СХМ) художник вложил свое видение красоты. По мнению исследователей, на этом портрете изображена его дочь. Художник стремился воплотить национальный идеал русской красоты, видя его в первую очередь в одухотворенности и внутренней нравственной значительности образа.

Венецианов был прекрасным педагогом. Школа Венецианова, венециановцы – это целая плеяда художников 20–40-х годов, работавших с ним как в Петербурге, так и в его имении Сафонково. Это А.В. Тыранов, Е.Ф. Крендовский, К.А. Зеленцов, А.А. Алексеев, С.К. Зарянко, Л.К. Плахов, Н.С. Крылов и многие другие. Среди учеников Венецианова много выходцев из крестьян. Под кистью венециановцев рождались не только сцены крестьянской жизни, но и городские: петербургские улицы, народные типы, пейзажи.

Творчество Венецианова – важный этап на пути сложения русского критического реализма XIX в., и в этом непреходящее значение его живописи.

А. Кугушева

Литература:
Алексей Гаврилович Венецианов. 1780—1847: Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А. М. Эфроса и А. П. Мюллера. — М.; Л., 1931.
История русского искусства в 2–х томах. Т.1. Учебник. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – С.217.
Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955.