Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (27)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

Пластов А.А. Рождение Холстомера

Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов был признан классиком советского искусства. Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий.
Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.
В собрании Симферопольского художественного музея хранятся два произведения А.А. Пластова - иллюстрации к повести Л.Н. Толстого "Холстомер" 1886 г. ("Рождение Холстомера" и "Смерть Холстомера"). Тонкий колорист и наблюдательный живописец, Пластов точно передает настроение литературного произведения, природную силу и грацию животных в "Рождении Холстомера".
Пластов А.А. Рождение Холстомера

Пластов А.А. Рождение Холстомера

Повесть выстроена как повествование от первого лица - мерин по прозвищу Холстомер рассказывает о своей жизни, о многочисленных хозяевах. Холстомер с восторгом рассказывает о бравом офицере Никите Серпуховском, хотя именно Серпуховской покалечил коня, загнав его, когда спешил за сбежавшей любовницей. Много лет спустя Серпуховской появляется в гостях у последнего хозяина Холстомера, уже опустившись и промотав двухмиллионное состояние. Повесть завершается описанием смерти Холстомера и последовавшей много лет спустя смерти Серпуховского.
В рисунке "Смерть Холстомера" художнику удается донести до зрителя главную мысль произведения - Толстой противопоставляет забитого коновалом в овраге коня, который честно служил своим хозяевам и даже после смерти которого его шкура и мясо кому-то пригодились, и помпезные похороны Серпуховского, который при жизни был всем только в тягость.