Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов был признан классиком советского искусства. Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий.
Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.
В собрании Симферопольского художественного музея хранятся два произведения А.А. Пластова - иллюстрации к повести Л.Н. Толстого "Холстомер" 1886 г. ("Рождение Холстомера" и "Смерть Холстомера"). Тонкий колорист и наблюдательный живописец, Пластов точно передает настроение литературного произведения, природную силу и грацию животных в "Рождении Холстомера".
Повесть выстроена как повествование от первого лица - мерин по прозвищу Холстомер рассказывает о своей жизни, о многочисленных хозяевах. Холстомер с восторгом рассказывает о бравом офицере Никите Серпуховском, хотя именно Серпуховской покалечил коня, загнав его, когда спешил за сбежавшей любовницей. Много лет спустя Серпуховской появляется в гостях у последнего хозяина Холстомера, уже опустившись и промотав двухмиллионное состояние. Повесть завершается описанием смерти Холстомера и последовавшей много лет спустя смерти Серпуховского.
В рисунке "Смерть Холстомера" художнику удается донести до зрителя главную мысль произведения - Толстой противопоставляет забитого коновалом в овраге коня, который честно служил своим хозяевам и даже после смерти которого его шкура и мясо кому-то пригодились, и помпезные похороны Серпуховского, который при жизни был всем только в тягость.