Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

К 110-летию крымского художника-акварелиста Анатолия Козлова

К 110-летию крымского художника-акварелиста Анатолия Козлова


В ноябре 2023 года исполняется 110 лет со дня рождения крымского художника-графика, автора акварельных пейзажных миниатюр Анатолия Александровича Козлова (1913-1979).

А.А. Козлов прожил в Крыму четверть жизни, здесь он состоялся как художник и создал лучшие свои работы. Симферопольский художественный музей хранит около 400 произведений А. Козлова. Велико значение его творчества в развитии крымского искусства. Наш музей был организатором персональных выставок Козлова в 1986-м и 1993 годах.

К 110-летию крымского художника-акварелиста Анатолия Козлова


Ниже приводим текст статьи крымского искусствоведа Рудольфа Трофимовича Подуфалого (1938-2008) «Чувство родного дома. Выставка акварелей А.А. Козлова», опубликованной в газете «Крымская правда» 10 декабря 1983 года:

«Бывает так, что простота и ясность, безыскусственная правдивость произведений художника мешают нам сразу и по достоинству оценить их художественное совершенство. В подобном случае природный вкус простого зрителя может оказаться более ценным, чем изощренное восприятие профессионального знатока. В этом одна из причин того, что акварели художника Анатолия Александровича Козлова (1913-1979), четверть века проработавшего в Крыму, остались в основном в руках любителей искусства, рассеялись по частным собраниям, и из сотен его акварелей — лишь несколько десятков находятся в музейных коллекциях.
Началом серьезного изучения творческого наследия этого мастера явились две большие выставки, организованные Симферопольским художественным музеем: первая состоялась в 1981 году, вторая сейчас экспонируется в залах музея.


К 110-летию крымского художника-акварелиста Анатолия КозловаК 110-летию крымского художника-акварелиста Анатолия КозловаК 110-летию крымского художника-акварелиста Анатолия Козлова


А. Козлов не был первооткрывателем Крыма в том смысле, в каком ими были художники-киммерийцы К. Богаевский и М. Волошин, или К. Коровин и А. Куприн,оставившие нам первые, по существу никем не превзойденные широко развернутые поэтические картины — образы Восточного Крыма, Коктебеля, Гурзуфа, Бахчисарая… И хотя, может быть, никто до Козлова не изобразил с такой поэтической проникновенностью заповедную природу Нового Света или скромные мотивы окрестностей Симферополя, главная заслуга его в другом. Козлов по самой своей глубокой душевной сути был художником-лириком, то есть обладал чудесной способностью всякий раз в неповторимости данного мгновения увидеть мир как бы заново. Именно поэтому А. Козлов и создал «свой» Крым.

Он писал его так, будто родился и вырос на этой земле. Эта высокая поэтическая правда, покоряющая в крымских акварелях Козлова, утверждена силой лирического таланта вопреки непреложным фактам его биографии: вспомним, что родом он с Поволжья, окончил школу и начал свой трудовой путь в Ташкенте, работал и учился в Ленинграде, служил на Дальнем Востоке, воевал под Смоленском, был в экспедициях на Крайнем Севере и только на 41-м году жизни переехал в Крым, в Симферополь.


К 110-летию крымского художника-акварелиста Анатолия КозловаК 110-летию крымского художника-акварелиста Анатолия КозловаК 110-летию крымского художника-акварелиста Анатолия Козлова


Прекрасные акварели крымского, самого плодотворного периода такие, как «Вечерний туман», «Парк на Салгире», «Инкерман», «Забытая калитка», «Бахчисарай», и привезенные из поездки на Север «Павловск. Мостик», «Остров Валаам», «Луч солнца» воспринимаются как части одного лирического цикла стихотворений в красках, эпиграфом к которому могла бы стать строка поэта Николая Рубцова «Тихая моя Родина...». Акварели А. Козлова словно написаны с порога отчего дома: вот дерево под окном, цветы и трава, тропинка от калитки ведет к опушке леса, а за ним — синие дали, родное небо над головой, ласковый свет или призрачное сияние окутанного дымкой месяца — все родное и близкое…

Это чувство родного дома у художника не замкнуто, не привязано к конкретному месту. А. Козлов никогда не терял этого чувтсва, оно было постоянным, неизменным, непрерывно заостряясь и обогащаясь по мере того, как он проникался ощущением неисчерпаемого праздничного разнообразия крымской земли. Здесь истоки той интимности и теплоты, светлой и ясной гармонии, ощущения самозабвенного слияния с природой, которым наполнены акварели, писал ли художник героические стены Судака или античные руины Херсонеса, живописные окрестности Симферополя, экзотическую сказку Нового Света или колхозную новостройку среди просторных заснеженных полей…

С творчеством А. Козлова в изобразительное искусство Крыма по-настоящему широко и полно вошла традиция русского лирического пейзажа. Но это не продолжение стиля того или иного известного мастера, определенного направления или школы. Не подражая никакой моде, единственным своим учителем А. Козлов признавал природу».