24 января исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося крымского искусствоведа Рудольфа Трофимовича Подуфалого (1938-2008).
Рудольф Трофимович Подуфалый родился 24 января 1938 года в городе Старый Крым Крымской АССР в семье ученых- аграриев.
Отец, Трофим Иванович Подуфалый (1902-1989), участник Великой Отечественной войны, трагического Керченско-Феодосийского десанта 1942 года, узник немецких концентрационных лагерей (Польша, Западная Германия), всю жизнь проработал на Крымской опытной станции садоводства научным сотрудником. Кандидат сельскохозяйственных наук. Автор ряда научных публикаций по вопросам агрохимии и агротехники, популярных брошюр, посвященных плодовому саду.
Мать, Анеля Викентьевна Гродзицкая (1918-2002), происходила из семьи польских эмигрантов, потомков участников Польского восстания 1863 года, высланных на Украину и поселившихся в Одесской области. Ее семья погибла на Украине во время голода 1932-1933 годов. На протяжении 40 лет работала в агрохимической лаборатории Крымской опытной станции садоводства.
Детство Рудольфа, которое по времени совпало с тяжелейшим периодом немецко-фашистской оккупации Крыма и первыми послевоенными годами, прошло в Топлах (ныне — с. Тополевка) и Кишлаве (с. Курское Старокрымского района). Учился в Мичуринской семилетней школе (с. Топлы) и средней школе №1 Старого Крыма, которую окончил в 1956 году.
Учился хорошо, любимыми предметами были математика, физика, рисование и черчение. Как многие школьники того времени, увлекался радиотехникой, фотографией. О гуманитарной профессии никогда не помышлял, мечтая о профессии инженера. Но судьба распорядилась иначе…
В 1956 году Рудольф Подуфалый поступает в Крымский сельскохозяйственный институт им. И.М. Калинина на факультет плодоовощеводства и виноградарства. Будучи студентом, посещает изостудию в Симферополе при Доме народного творчества (преподаватели — В.В. Искам, И.И. Горбач, И.П. Копаенко). После окончания института (1960) работает техником-лаборантом, рабочим на Крымской опытной станции садоводства, учителем производственного обучения и рисования в средней школе Кировского района. В 1963 году поступает на заочное отделение Киевского художественного института на факультет теории и истории искусства, который заканчивает в 1968 году, уже два года работая в Симферопольском художественном музее экскурсоводом, затем старшим научным сотрудником, с 1979 года — заместителем директора по научной работе. Темой дипломной работы стало исследование творчества крымского художника М.М. Казаса.
«Сознательная профессиональная жизнь», по словам искусствоведа, началась, сама того не ведая, от случайной встречи с молодым симферопольским художником Виктором Платоновым, выпускником Харьковского художественного института, на выставке художника-фантаста А. Соколова и космонавта А. Леонова в Симферопольском художественном музее в 1966 году. «Трудно представить, каким был бы мой взгляд на современное искусство, если бы не та встреча, после которой много было переоценено… Удивительно, что тогда я все понял и увидел». С этого времени проявляется особый интерес к современному искусству Крыма.
Дальнейшая трудовая и творческая деятельность искусствоведа была связана с Симферопольским художественным музеем и прервалась смертью 7 декабря 2008 года после тяжелой болезни.
В 2001 году Рудольфу Трофимовичу Подуфалому было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым».
Среди многих музейных проектов, задуманных и осуществленных искусствоведом за сорок лет работы, следует отметить аннотированные выставки «Школа изобразительного искусства», кружок юных искусствоведов, дискуссионный клуб «Диалог», передвижной «Музей одной картины», ежегодные искусствоведческие чтения, создание Зала современного крымского искусства в Симферопольском художественном музее («первый опыт показа современной живописи, графики и скульптуры в музейном пространстве»), открытие нового выставочного комплекса «Зал украинского искусства» («концептуальный показ школы украинского реализма»).
Работа с самодеятельными художниками, осуществляемая совместно с областным Домом художественной самодеятельности профсоюзов в качестве внештатного методиста, в 60-70-е годы, в период подъема крымского самодеятельного искусства, о котором можно говорить как о замечательном явлении в культурной жизни Крыма советского периода, - еще одна грань творческой биографии искусствоведа. Р.Т. Подуфалый способствовал выявлению и сохранению работ многих самодеятельных мастеров. Симферопольский художественный музей на протяжении многих лет собирал лучшие работы художников-аматоров, творчество которых «так и не получило официального статуса и признания». В одной из своих итоговых работ искусствовед говорит о том, что без внимания и поддержки «этот пласт культуры обречен на исчезновение».
В 1996 году Р.Т. Подуфалый разработал концепцию и осуществил самый крупный музейный проект в Крыму - «Биеннале камерной акварели». При жизни искусствоведа состоялось шесть выставок-биеннале, которые имели огромный успех у зрителей, художников, прессы.
Козлов А.А. Новый Свет. 1966
Бумага, акварель.
Симферопольский художественный музей
В 2023 году исполняется 110 лет со дня рождения крымского художника-графика, автора акварельных пейзажных миниатюр Анатолия Александровича Козлова (1913-1979). Ниже приводим текст статьи Р.Т. Подуфалого «Чувство родного дома. Выставка акварелей А.А. Козлова», опубликованной в газете «Крымская правда» 10 декабря 1983 года:
«Бывает так, что простота и ясность, безыскусственная правдивость произведений художника мешают нам сразу и по достоинству оценить их художественное совершенство. В подобном случае природный вкус простого зрителя может оказаться более ценным, чем изощренное восприятие профессионального знатока. В этом одна из причин того, что акварели художника Анатолия Александровича Козлова (1913-1979), четверть века проработавшего в Крыму, остались в основном в руках любителей искусства, рассеялись по частным собраниям, и из сотен его акварелей — лишь несколько десятков находятся в музейных коллекциях.
Началом серьезного изучения творческого наследия этого мастера явились две большие выставки, организованные Симферопольским художественным музеем: первая состоялась в 1981 году, вторая сейчас экспонируется в залах музея.
А. Козлов не был первооткрывателем Крыма в том смысле, в каком ими были художники-киммерийцы К. Богаевский и М. Волошин, или К. Коровин и А. Куприн,оставившие нам первые, по существу никем не превзойденные широко развернутые поэтические картины — образы Восточного Крыма, Коктебеля, Гурзуфа, Бахчисарая… И хотя, может быть, никто до Козлова не изобразил с такой поэтической проникновенностью заповедную природу Нового Света или скромные мотивы окрестностей Симферополя, главная заслуга его в другом. Козлов по самой своей глубокой душевной сути был художником-лириком, то есть обладал чудесной способностью всякий раз в неповторимости данного мгновения увидеть мир как бы заново. Именно поэтому А. Козлов и создал «свой» Крым.
Он писал его так, будто родился и вырос на этой земле. Эта высокая поэтическая правда, покоряющая в крымских акварелях Козлова, утверждена силой лирического таланта вопреки непреложным фактам его биографии: вспомним, что родом он с Поволжья, окончил школу и начал свой трудовой путь в Ташкенте, работал и учился в Ленинграде, служил на Дальнем Востоке, воевал под Смоленском, был в экспедициях на Крайнем Севере и только на 41-м году жизни переехал в Крым, в Симферополь.
Прекрасные акварели крымского, самого плодотворного периода такие, как «Вечерний туман», «Парк на Салгире», «Инкерман», «Забытая калитка», «Бахчисарай», и привезенные из поездки на Север «Павловск. Мостик», «Остров Валаам», «Луч солнца» воспринимаются как части одного лирического цикла стихотворений в красках, эпиграфом к которому могла бы стать строка поэта Николая Рубцова «Тихая моя Родина...». Акварели А. Козлова словно написаны с порога отчего дома: вот дерево под окном, цветы и трава, тропинка от калитки ведет к опушке леса, а за ним — синие дали, родное небо над головой, ласковый свет или призрачное сияние окутанного дымкой месяца — все родное и близкое…
Это чувство родного дома у художника не замкнуто, не привязано к конкретному месту. А. Козлов никогда не терял этого чувтсва, оно было постоянным, неизменным, непрерывно заостряясь и обогащаясь по мере того, как он проникался ощущением неисчерпаемого праздничного разнообразия крымской земли. Здесь истоки той интимности и теплоты, светлой и ясной гармонии, ощущения самозабвенного слияния с природой, которым наполнены акварели, писал ли художник героические стены Судака или античные руины Херсонеса, живописные окрестности Симферополя, экзотическую сказку Нового Света или колхозную новостройку среди просторных заснеженных полей…
С творчеством А. Козлова в изобразительное искусство Крыма по-настоящему широко и полно вошла традиция русского лирического пейзажа. Но это не продолжение стиля того или иного известного мастера, определенного направления или школы. Не подражая никакой моде, единственным своим учителем А. Козлов признавал природу».