Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда СХМ Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 185-летию И.Н. Крамского
8 июня исполняется 185 лет со дня

Архив новостей

Июнь 2022 (28)
Май 2022 (24)
Апрель 2022 (35)
Март 2022 (30)
Февраль 2022 (31)
Январь 2022 (23)

К 250-летию Государственного Эрмитажа: Бенедетто Лути (1666-1724). Мальчик со свирелью. Х., м.

К 250-летию Государственного Эрмитажа: Бенедетто Лути (1666-1724). Мальчик со свирелью. Х., м.К 250-летию Государственного Эрмитажа: Бенедетто Лути (1666-1724). Мальчик со свирелью. Х., м.


Более века назад в дореволюционной коллекции Эрмитажа находились одновременно и оригинал, и копия камерного произведения Бенедетто Лути «Мальчик со свирелью». Позднее, в послевоенные годы копия (на фото справа)поступила в фонды нашего музея. Об этом свидетельствует фрагмент сургучной печати с двуглавым орлом и надписью «Императорский Эрмитаж» на подрамнике.
К 250-летию Государственного Эрмитажа: Бенедетто Лути (1666-1724). Мальчик со свирелью. Х., м.


Исторический живописец флорентийской школы, ученик А. Д. Габбиани, Лути был одним из крупнейших мастеров Рима первой половины XVIII в. Его покровителями были тосканский герцог Козимо III Медичи, папа римский Климент XI и знатные аристократы — кардиналы Оттобони и Фаброни, глава ордена доминиканцев падре Клош.
В 1692 г. состоялся дебют художника в Риме: он принял участие в выставке в честь святого Варфоломея, исполнив полотно «Бог наказывает Каина после смерти Авеля» (Дербишир, Кедлестон-Холл, Национальное собрание). В 1694 г. Лути получил первый приз на Климентинском конкурсе. С этого времени живописец завоевывает большую известность.
Картины Бенедетто Лути на религиозные и мифологические сюжеты нравились публике благодаря своим ярким светящимся краскам (он любил сочетания оранжевых, желтых, фиолетовых, белых цветов), эффектной, но не утрированной светотени, легкой дымке, окутывающей фигуры с мягкими, плавными жестами.
Сюжеты из мифологии Лути обычно изображал в римском пейзаже, на фоне античных построек. Эти маленькие полотна кабинетного формата в духе Пьетро да Кортона и Корреджо особенно ценились коллекционерами. В подобной манере Лути изображал и религиозные сюжеты. Большую известность принесло Б. Лути полотно на религиозный сюжет «Святой Карл Борромейский помогает жертвам чумной эпидемии», заказанное в 1713 коллекционером, основателем Дюссельдорфской галереи, принцем Иоганном Вольпелла, женатым на дочери герцога Козимо III де Медичи. Ревностный католик, он хотел видеть в деятельности святого, канонизированного в 1610, пример христианской добродетели. Художник передал подлинное историческое событие, произошедшее в Милане.
Крупным и почетным заказом было также исполнение фигуры пророка Исайи для римской церкви Сан Джованни ин Латерано (до 1714 г.). Влияние рококо особенно проявилось во фресках Лути 1720-х годов: «Аллегория правления папы Мартина V» (1718-1722 гг., Рим, палаццо Колонна), «Аллегория Дианы» (1720 г., Рим, палаццо де Каролис).
Бенедетто Лути был талантливым рисовальщиком. С 1704 возглавлял жюри на ежегодном конкурсе рисунка в Академии Святого Луки. Кроме того, он имел большую коллекцию рисунков (около пяти тысяч), живописи и произведений античной пластики. Особенно высоко ценились его рисунки пастелью. Он был великолепным знатоком античности, участвовал в формировании коллекций таких известных собирателей, как Козимо III де Медичи, П. Кроза, П.-Ж. Мариэтт, Кристина Шведская, герцог Орлеанский и др.

Бенедетто Лути – признанный мастер нежных портретов и один из величайших колористов XVIII века. Камерный портрет «Мальчик со свирелью» (копия по оригиналу, написанному в Риме около 1720 г.) очаровывает свежестью, изысканностью, приятным колоритом.