Исследователь М.М. Алленов назвал К.П. Брюллова «гением компромисса» между идеалами классицизма и новыми тенденциями романтизма. Слава к Брюллову пришла еще в Академии художеств: уже тогда обыкновенные этюды превращались у Брюллова в законченные картины, как было, например, с его «Нарциссом» (1819, ГРМ). В академических работах Брюллов обращается к сюжетам библейским («Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», 1821, ГРМ) и античным («Эдип и Антигона», 1821, Тюменский областной краеведческий музей), занимается литографией, скульптурой, пишет театральные декорации, рисует костюмы к постановкам.
«Итальянский полдень», 1827, Государственный Русский музей
Окончив курс с золотой медалью, художник уехал в Италию. Картины «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле Киля, Киль (Германия)) и «Итальянский полдень» (1827, ГРМ), особенно первая, показывают, как близко живописец подошел к проблемам пленэра. Сам Брюллов так определил свою задачу:
«Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так, что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна».
«Последний день Помпеи», 1830–1833, Государственный Русский музей
С 1828 г., после поездки в Помпеи, Брюллов работает над своим главным произведением – «Последний день Помпеи» (1830–1833). Реальное событие античной истории – гибель города при извержении Везувия в 79 г. н. э. – дало возможность художнику показать величие и достоинство человека перед лицом смерти.
В картине Брюллова отчетливо проявилась одна из существенных особенностей его живописи: связь классицистической стилистики его произведений с чертами романтизма, с которым брюлловский классицизм объединяет вера в благородство и красоту человеческой натуры.
Экспонировавшаяся сначала в Милане, затем в Париже, картина была привезена в Россию в 1834 г. и имела шумный успех. О ней восторженно отзывался Н.В. Гоголь. Значение произведения Брюллова для русской живописи определяется строками поэта Е.А. Баратынского:
Принёс ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень, —
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!
С собой в отеческую сень, —
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!
Слева - рисунок пером К. Брюллова, частное собрание, справа - офорт М. Железнова, Симферопольский художественный музей
В 1835 году Брюллов сопровождал В.П. Давыдова в путешествии по Ионическим островам, Греции, Турции, выполнил множество натурных зарисовок и акварелей, которые позже вошли в альбом «Путешествие на Восток».
Рисунок пером «Полуденный отдых» с авторской подписью «К.Брюлловъ / 1836 / февраль 5» был повторен в офорте Михаила Ивановича Железнова (1825-1880). Композиция «Турки под деревом» иллюстрирует ориентальные мотивы в искусстве XIX в. в коллекции Симферопольского художественного музея.
Слева - "Автопортрет" 1848 г., Государственная Третьяковская галерея, справа - гравюра И.Пожалостина, 1872, Симферопольский художественный музей
В 1835 г. Брюллов возвратился в Россию, где был встречен как триумфатор. Но собственно историческим жанром более уже не занимался, «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» завершена не была. Интересы его лежали в ином направлении – портретном искусстве, к которому он обратился, уйдя от исторической живописи, как и его великий современник О.А. Кипренский, и в котором он проявил весь свой творческий темперамент и блеск мастерства.
Можно проследить определенную эволюцию Брюллова в этом жанре: от парадного портрета 1830-х годов («Всадница» (1832, ГТГ) до портретов 1840-х годов – более камерных, тяготеющих к тонким, многогранным психологическим характеристикам («Портрет А.Н. Струговщикова» 1840, ГРМ; «Автопортрет» 1848, ГТГ).
Автопортрет 1848 года так и не был завершен Брюлловым. Печально худое лицо художника с проницательными глазами, бессильно повисла аристократически тонкая кисть руки.
В коллекции Симферопольского художественного музея хранится гравюра Ивана Петровича Пожалостина (1837-1909), выполненная с автопортрета. Утонченное произведение графического искусства было создано в Париже в 1872 году, об этом говорит сопроводительная надпись:
«С портрета писанного самим художником (неоконченного) и находящегося в Московском музеуме гравировал Ив. Пожалостин в Париже 1872», далее - адрес: «Eudes. Imp. rue de l’Hotel Colbert. 12. Paris».
Александра Кугушева