Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (21)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

К 220-летию Карла Брюллова (1799-1852)

23 декабря исполняется 220 лет со дня рождения русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852).

Исследователь М.М. Алленов назвал К.П. Брюллова «гением компромисса» между идеалами классицизма и новыми тенденциями романтизма. Слава к Брюллову пришла еще в Академии художеств: уже тогда обыкновенные этюды превращались у Брюллова в законченные картины, как было, например, с его «Нарциссом» (1819, ГРМ). В академических работах Брюллов обращается к сюжетам библейским («Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», 1821, ГРМ) и античным («Эдип и Антигона», 1821, Тюменский областной краеведческий музей), занимается литографией, скульптурой, пишет театральные декорации, рисует костюмы к постановкам.

К 220-летию Карла Брюллова (1799-1852)

«Итальянский полдень», 1827, Государственный Русский музей


Окончив курс с золотой медалью, художник уехал в Италию. Картины «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле Киля, Киль (Германия)) и «Итальянский полдень» (1827, ГРМ), особенно первая, показывают, как близко живописец подошел к проблемам пленэра. Сам Брюллов так определил свою задачу:

«Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так, что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна».

К 220-летию Карла Брюллова (1799-1852)

«Последний день Помпеи», 1830–1833, Государственный Русский музей


С 1828 г., после поездки в Помпеи, Брюллов работает над своим главным произведением – «Последний день Помпеи» (1830–1833). Реальное событие античной истории – гибель города при извержении Везувия в 79 г. н. э. – дало возможность художнику показать величие и достоинство человека перед лицом смерти.
В картине Брюллова отчетливо проявилась одна из существенных особенностей его живописи: связь классицистической стилистики его произведений с чертами романтизма, с которым брюлловский классицизм объединяет вера в благородство и красоту человеческой натуры.

К 220-летию Карла Брюллова (1799-1852)К 220-летию Карла Брюллова (1799-1852)


Экспонировавшаяся сначала в Милане, затем в Париже, картина была привезена в Россию в 1834 г. и имела шумный успех. О ней восторженно отзывался Н.В. Гоголь. Значение произведения Брюллова для русской живописи определяется строками поэта Е.А. Баратынского:

Принёс ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень, —
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!


К 220-летию Карла Брюллова (1799-1852)К 220-летию Карла Брюллова (1799-1852)


Слева - рисунок пером К. Брюллова, частное собрание, справа - офорт М. Железнова, Симферопольский художественный музей

В 1835 году Брюллов сопровождал В.П. Давыдова в путешествии по Ионическим островам, Греции, Турции, выполнил множество натурных зарисовок и акварелей, которые позже вошли в альбом «Путешествие на Восток».

Рисунок пером «Полуденный отдых» с авторской подписью «К.Брюлловъ / 1836 / февраль 5» был повторен в офорте Михаила Ивановича Железнова (1825-1880). Композиция «Турки под деревом» иллюстрирует ориентальные мотивы в искусстве XIX в. в коллекции Симферопольского художественного музея.
К 220-летию Карла Брюллова (1799-1852)К 220-летию Карла Брюллова (1799-1852)

Слева - "Автопортрет" 1848 г., Государственная Третьяковская галерея, справа - гравюра И.Пожалостина, 1872, Симферопольский художественный музей


В 1835 г. Брюллов возвратился в Россию, где был встречен как триумфатор. Но собственно историческим жанром более уже не занимался, «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» завершена не была. Интересы его лежали в ином направлении – портретном искусстве, к которому он обратился, уйдя от исторической живописи, как и его великий современник О.А. Кипренский, и в котором он проявил весь свой творческий темперамент и блеск мастерства.

Можно проследить определенную эволюцию Брюллова в этом жанре: от парадного портрета 1830-х годов («Всадница» (1832, ГТГ) до портретов 1840-х годов – более камерных, тяготеющих к тонким, многогранным психологическим характеристикам («Портрет А.Н. Струговщикова» 1840, ГРМ; «Автопортрет» 1848, ГТГ).

Автопортрет 1848 года так и не был завершен Брюлловым. Печально худое лицо художника с проницательными глазами, бессильно повисла аристократически тонкая кисть руки.

В коллекции Симферопольского художественного музея хранится гравюра Ивана Петровича Пожалостина (1837-1909), выполненная с автопортрета. Утонченное произведение графического искусства было создано в Париже в 1872 году, об этом говорит сопроводительная надпись:

«С портрета писанного самим художником (неоконченного) и находящегося в Московском музеуме гравировал Ив. Пожалостин в Париже 1872», далее - адрес: «Eudes. Imp. rue de l’Hotel Colbert. 12. Paris».

Александра Кугушева