Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (17)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

К 220-летию А.С. Пушкина: иллюстрации М.М. Казаса

6 июня исполняется 220 лет со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Важную часть графической коллекции музея составляет серия иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина талантливого крымского художника и иллюстратора Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918), представителя стиля модерн и Серебряного века в русской культуре.

Для стиля модерн в целом был характерен переход от приемов живописи к графике, обращение к оформлению книжных изданий, журналов. Художественные образы являлись естественным продолжением литературного текста, а камерность таких иллюстрация была продиктована форматом самого издания.
Литературные мотивы русской классики, в частности, иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина рассматривал в творчестве М. М. Казаса выдающийся крымский искусствовед Рудольф Трофимович Подуфалый (1938-2008). Он отметил прочную культурную связь семьи М. М. Казаса с творчеством А. Пушкина. Так, дед художника, Иосиф Эрак в 1886 г. опубликовал сборник переводов стихотворений А.С. Пушкина на турецкий язык, в который вошли переводы поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Талисман» и др. Отец художника, М. М. Казас, в 1899 г. поместил в газете «Крымский вестник» стихотворение «К Пушкину» по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения поэта [Подуфалый Р. Литературные сюжеты М. Казаса / Р. Подуфалый // Материалы седьмых крымских искусствоведческих чтений. СХМ. – Симферополь: Таврида, 1999. – С.48–59.].

Стремление Серебряного века к соединению литературных мотивов и изобразительного искусства прекрасно иллюстрируют сюжеты М. М. Казаса «Пугачёв в слободе», «Отъезд Гриневых» и «Медный всадник». Каждая иллюстрация отмечена оригинальностью характеристик персонажей и эмоциональностью колористического решения.
К 220-летию А.С. Пушкина: иллюстрации М.М. КазасаК 220-летию А.С. Пушкина: иллюстрации М.М. КазасаК 220-летию А.С. Пушкина: иллюстрации М.М. Казаса


В серии иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина, хранящимся в нашей коллекции, есть несколько рисунков, на обороте которых М. Казас оставил рукописную пометку: «Думаю, можно иллюстрировать «В усадьбе Лариных». Особенностью, объединяющей все три рисунка, является мотив колоннады парадного подъезда усадьбы, в котором находят воплощение традиции классицизма в усадебной архитектуре XVIII в.
Справедливо будет отметить, что данные иллюстрации не являются прямыми «цитатами» пушкинского текста, но они дополняют его, вступают в диалог. «Встреча в усадьбе Лариных», ок. 1901-1908 гг., «Онегин в имении Лариных», и «В имении Лариных», «Татьяна и Онегин», «Сцена в парке», как отзвук основного мотива, рисуют сценки жизни в уединении провинции, с удивительно точными деталями, без которых невозможно представить образ «дворянского гнезда».

К 220-летию А.С. Пушкина: иллюстрации М.М. КазасаК 220-летию А.С. Пушкина: иллюстрации М.М. КазасаК 220-летию А.С. Пушкина: иллюстрации М.М. Казаса


К 220-летию А.С. Пушкина: иллюстрации М.М. КазасаК 220-летию А.С. Пушкина: иллюстрации М.М. Казаса


Вот на ступенях лестницы лежит белая гончая, на дальнем плане за колоннами портика темнеет парк и отражается небо в бассейне со скульптурным фонтаном. Герои зарисовок существуют в контексте пушкинских образов, но при этом сохраняют самостоятельное значение. Так, в сцене прощания молодого человека с белым цилиндром и девушки с поднятым черным веером, могут быть увидены одновременно Татьяна и Онегин, Ольга и Ленский, или, возможно, гости, прибывшие в имение Лариных на какое-нибудь торжество… Эта серия дает нам возможность представить образ старинной усадьбы, созданный М. Казасом под впечатлением от путешествия по России в 1900-х годах в контексте пушкинской «энциклопедии русской жизни».